24/11/22

«Бунт» экипажа «Союза ТМ-21»: что это было на самом деле

Отказ членов экипажа выполнять команды Центра управления полетами — случай исключительный. Однако космонавт Юрий Батурин уверен в том, что командир корабля Владимир Дежуров и бортинженер Геннадий Стрекалов поступили правильно, не согласившись выйти в открытый космос в июне 1995 года.

Дежуров и Стрекалов

Владимир Николаевич Дежуров был назначен командиром космического корабля «Союз ТМ-21», стартовавшего с Байконура 14 марта 1995 года. К тому моменту, как указано в издании «Россия-2000. Лица России» А. И. Подберезкина, 32-летний уроженец Мордовской АССР Дежуров окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени С.И. Грицевца и несколько лет отслужил в военно-воздушных силах. В 1987 году Владимир Дежуров был зачислен в отряд космонавтов. Он прошел соответствующую подготовку и параллельно получал второе образование в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина.

Гораздо больше опыта в космических делах было у Геннадия Михайловича Стрекалова. Свой первый полет, если верить изданию «Освоение космического пространства СССР» (Наука, 1986 год), уроженец Московской области и выпускник знаменитого тогда еще высшего технического училища имени Н.Э. Баумана Стрекалов совершил свой первый полет еще в 1980 году на корабле «Союз Т-3». Второй раз Стрекалов побывал в космосе в 1983 году, а потом в 1984 и в 1990 годах. Во время четвертого полета бортинженер совершил выход в открытый космос, где пробыл, производя ремонтные работы, почти 3 часа. Так что полет 1995 года был для 54-летнего Стрекалова уже пятым по счету.

Выходы в открытый космос

Впрочем, экипаж «Союза ТМ-21» был интернациональным: вместе с российскими космонавтами полетел их американский коллега Норман Тагард. Однако Тагард в этой истории не сыграл никакой роли. А вот Геннадий Стрекалов, который на тот момент был самым пожилым отечественным космонавтом, и Владимир Дежуров в полете 1995 года отличились не единожды. По словам Александра Железнякова и Владимира Гапонова, авторов книги «Орбитальный комплекс «Мир». Триумф отечественной космонавтики», одной из основных задач Дежурова и Стрекалова был перенос с модуля «Кристалл» четвертой многоразовой солнечной батареи и складывание второй.

Планировалось, что для этого космонавтам придется выйти в открытый космос дважды. Однако для выполнения задачи командир и бортинженер выходили в открытый космос несколько раз. Виной тому – нехватка электроэнергии для работы грузовой стрелы. Батареи функционировали на станции от 5 до 9 лет и попросту не могли выработать нужное количество энергии. А вообще, если верить Юрию Батурину, автору издания «Властелины бесконечности. Космонавт о профессии и судьбе», к началу июня 1995 года экипаж уже выполнил 5 выходов в открытый космос. Но и такого количества выходов оказалось недостаточно.

Причины отказа

Дело в том, что во время перестыковки модуля «Кристалл» с бокового стыковочного агрегата на осевой, которая была необходима для обеспечения стыковки шаттла «Атлантис», было зафиксировано касание шпангоутов модулей. После перестыковки модуля «Спектр» на боковой стыковочный агрегат во время раскрытия солнечных батарей одна из них не раскрылась. Именно для того, чтобы оценить последствия данного происшествия космонавты и должны были еще раз выйти в открытый космос. Однако, как пишут в издании «Великая книга катастроф» М. Курушин и Н. Непомнящий, Владимир Дежуров и Геннадий Стрекалов отказались выходить в космос. Это был исключительный случай в истории.

Курушин и Непомнящий утверждают, что космонавты сослались на то, что выход был неподготовленным, а Батурин сообщает о том, что Дежуров и Стрекалов объяснили отказ собственной усталостью. В Центре управления полетами, конечно, были недовольны таким ответом космонавтов. Но Юрий Батурин уверенно заявляет, что покорители космоса от работы никогда не отлынивают и уж тем более не придумывают поводов для того, чтобы избежать выполнения той или иной задачи. По мнению Батурина, Владимир Дежуров и Геннадий Стрекалов, которые и в самом деле находились тогда на пределе своих сил и возможностей, поступили правильно. Никто не знает, что могло бы произойти, если бы космонавты в состоянии крайнего утомления все же вышли в космос.

Какое будущее предсказал России американский пророк Эдгар Кейси