Солецкий районный суд 27 октября 2020 г. признал геноцидом массовые убийства нацистами мирных жителей в деревне Жестяная Горка Новгородской области в 1942 году. Подобное решение стало первым в российской судебной практике, однако в перспективе аналогичные вердикты могут быть вынесены ещё по ряду дел – в настоящее время их ведётся как минимум пять.
Вместе с тем признание геноцида русских может подтолкнуть к новым процессам. С призывом провести во всех областях, которые были оккупированы фашистскими войсками, «мини-трибуналы» уже выступил председатель Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов. А лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил пойти дальше и признать все зверства немцев на территории СССР во время Великой Отечественной войны геноцидом русских.
Решение Солецкого районного суда будет иметь огромное значение для потомков убитых мирных жителей, заявила в интервью «Ридусу» краевед Батецкого района Великого Новгорода Ольга Ковалева. «Это нужно живым. Это правильно, нам это решение было нужно», — констатировала она.
Однако даже в России признание геноцидом убийств в Жестяной Горке не все восприняли с воодушевлением. Например, член Совета по правам человека при президенте РФ Николай Сванидзе осудил приговор как призванный разжечь эмоции по поводу Второй мировой войны и бессмысленным с юридической точки зрения, так как все виновные в данном преступлении давно мертвы.
В Европе на разговоры о признании геноцида русских реагируют не менее нервно.
Все идёт по плану
Геноцидом, по определению Организации Объединённых Наций, называют действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу путём убийства её членов, причинения им серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства, или, например, предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на её полное или частичное физическое уничтожение. Действия нацистов на оккупированных во время Великой Отечественной советских территориях носили именно такой характер.
Политика Третьего рейха в отношении граждан СССР проводилась в соответствии с планами Баке и «Ост». Первый предлагал изымать у русских, которые считались «расово неполноценными», продукты, искусственно вызвав голод, что приведет к сокращению населения на 20-30 миллионов человек. Согласно второму, восточные территории Советского Союза ждала колонизация и германизация, а до 75—85 процентов жителей оккупированных районов — выселение в Западную Сибирь.
«У нацистов существовал план очистки земель от населения. Одна часть жителей подлежала уничтожению, другая — превращению в рабов... Территории зачищались гитлеровскими преступниками для дальнейшего заселения их представителями «арийской нации», — рассказал в беседе с RT научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.
При этом практиковались самые разнообразные формы воздействия. В случае Жестяной Горки 2,6 тысяч советских граждан были убиты выстрелами в голову, тупыми и рубящими ударами, часто множественными. Нередки были проявления сексуального насилия и самых жестоких форм садизма – повешение, сожжение, подрыв на минных полях. Практиковался также угон населения в Германию на работы с нечеловеческими условиями труда.
Жертвами нацисткой политики на оккупированных советских территориях, по официальным оценкам, стало более 13,69 миллиона человек. Из них преднамеренно немцами было истреблено 7,42 миллиона человек, 4,1 миллиона умерло от голода, 2,16 – на принудительных работах в Германии.
Численность населения в традиционно русских областях после войны сократилась катастрофически. В Смоленской и Орловской областях — на 55 процентов, в Курской области — на 50 процентов. В Воронежской области не досчитались миллиона жителей, в Брянской, Псковской и Тверской — полмиллиона.
Пересмотр итогов
Материалы о зверствах захватчиков, собранные Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, стали основными доказательствами стороны обвинения на Нюрнбергском трибунале – ключевом судебном процессе по итогам Второй мировой войны. Именно на нем впервые официально был использован термин «геноцид», отражающий «систематический» характер усилий нацистов по уничтожению тех групп, существование которых «препятствовало гегемонии германской расы».
Преступления солдат Вермахта и коллаборационистов рассматривались также на судебных процессах, по итогам которых осудили множество военных преступников внутри СССР. «Приговоры были приведены в исполнение, но тогда удалось найти не всех. Некоторые преступники скрывались, предположительно, в США, Канаде, ФРГ. Прошло много времени, но есть основания полагать, что установить личности преступников по новым данным возможно», — заявил РИА «Новости» доктор исторических наук, академический советник Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН) Владимир Кикнадзе, комментируя возможность расследования преступлений в нацистском концлагере в деревне Моглино Псковской области. 30 октября стало известно об останках 188 человек, извлечённых в ходе раскопок на его территории.
Историк напомнил, что уже в 1950-х в некоторых странах результаты Нюрнбергского трибунала «были свёрнуты», и многие нацистские преступники остались безнаказанными. Более того, часть из них впоследствии смогла вернуться во властные круги.
По данным портала Life, один из членов команды карателей, причастных к массовому убийству в Жестяной горке, Янис Цирулис, после окончания войны сдался американцам. В США вместо возмездия за преступления его ждал пост заместителя командира Латышской рабочей роты при американской армии, а позднее — возвращение в ФРГ и политическая карьера. Пиком её стало председательство в антисоветской националистической организации латышских эмигрантов «Ястребы Даугавы».
История Цирулиса – лишь частный пример общего правила. Возможно, именно из-за того, что нацистские преступники стали элементами политической системы, на Западе к идее признания геноцида русских относятся негативно. Не способствует взаимопониманию и взятый в ряде государств курс на пересмотр итогов Второй мировой.
Профессор Оттавского университета Пол Робинсон в колонке для RT пишет, что «идея о криминализации определенных форм исторического дискурса вряд ли способствует серьёзному обсуждению того, что часто является довольно сложным явлением, допускающим множественные интерпретации». Однако для русского народа дело далеко не в пустом обсуждении, а в восстановлении справедливости.
«Эффективное наказание за военные преступления и преступления против человечества является важным фактором в деле предупреждения таких преступлений, защиты прав человека и основных свобод, укрепления доверия, поощрения сотрудничества между народами и обеспечения международного мира и безопасности», — отмечает Владимир Кикнадзе в своём блоге на сайте «Наука. Общество. Оборона».