Связь между русским и болгарским народами, основанная на общей вере, письменности и исторической памяти, — факт неоспоримый. Однако в горниле двух мировых войн геополитика не раз ставила Софию и Москву по разные стороны баррикад. Наиболее парадоксальной стала ситуация в 1941 году, когда формально нейтральная Болгария, будучи союзницей Гитлера, и СССР, принявший на себя главный удар, так и не объявили друг другу войну.
Союзник поневоле
Вступив в 1941 году в Тройственный пакт, Болгария обеспечила себе территориальные приобретения в Румынии, Греции и Югославии, значительно увеличив свою площадь. Однако правящие круги страны проводили осторожную политику, стремясь избежать прямого вовлечения в боевые действия. Царь Борис III, как следует из донесений советской разведки от мая 1941 года, хотя и вел переговоры с немецким командованием, сумел избежать конкретных обязательств по отправке войск на Восточный фронт. Глубоко укорененное в народе и армии чувство братства с русскими делало такое развитие событий практически невозможным. Как отмечал в беседе с немецким послом нарком Молотов, СССР рассчитывал на добрососедские отношения с Болгарией, несмотря на её формальный союз с Берлином.
Тихое противостояние на Черном море
Официального состояния войны не было, но локальные боестолкновения начались почти сразу после нападения Германии на СССР. Уже в августе 1941 года советский Черноморский флот развернул подводные лодки у болгарских берегов для нарушения коммуникаций стран «оси». В октябре таких позиций стало пять.
Советские подводные лодки атаковали суда, в том числе и шедшие под нейтральным флагом, ставили минные заграждения. На установленных минах подорвался и затонул болгарский транспортный корабль «Шипка». 9 сентября была потоплена болгарская шхуна «Успех». Судно было потоплено артиллерийским огнем советской субмарины из надводного положения.
Как женщины на Руси «доделывали» своих детей?
Эту операцию провела советская подводная лодка Л-4 «Гарибальдиец» из 1-й бригады подводных лодок Черноморского флота. Интересно, что в походах лодки к берегам Болгарии в тот период принимал участие военный корреспондент Константин Симонов.
Чтобы защитить свой флот, Болгария сформировала специальную авиационную группу для борьбы с советскими подлодками, в которую входили легкие разведчики-бомбардировщики чехословацкого производства Letov S-328. Эти одномоторные бипланы, вооруженные четырьмя пулеметами, могли нести только мелкие бомбы, так что не очень хорошо подходили для противолодочной борьбы. Но у болгарской армии более подходящих самолетов не было. Тем не менее, самолеты группы обеспечили проводку более чем семи десятков судов. При этом было зафиксировано пять случаев атак болгарскими самолетами советских подводных лодок.
Трижды была атакована подлодка Щ-211, и во всех случаях она уходила невредимой. Правда, позже подлодка подорвалась на мине у болгарского берега и погибла со всем экипажем. В одном из случаев болгарские летчики сообщили о попадании бомб в атакованную ими подлодку. По сведениям из болгарских источников, тогда была потоплена лодка М-58. Однако подводные лодки класса «М» у болгарских берегов не действовали, и М-58 была потоплена у румынского берега, причем намного позже. По советским данным, атакована была подлодка Щ-215, которая потом благополучно вернулась в порт. Специалисты вообще сомневаются, что используемые болгарскими самолетами 20-килограммовые бомбы могли представлять серьезную опасность для советских подводников.
Единственная подводная лодка Черноморского флота, которую точно уничтожили, была Щ-204. Ее потопили сторожевые корабли болгарского флота. В болгарских территориальных водах погибла так же и лодка С-34, которая подорвалась на мине.
Все экипажи подводных лодок погибли. Этим перечнем исчерпываются все жертвы в необъявленной советско-болгарской войне 1941 года.

