17/10/19

Цена операции «Багратион»: не слишком ли велики потери

Белорусская наступательная операция 1944 года под кодовым названием «Багратион», без сомнения относится к числу наиболее известных сражений Великой Отечественной войны.

По своим масштабам это не только одна из крупнейших битв в истории человечества, но одна из самых успешных операций Красной Армии во Второй Мировой войне. Советским историкам нечего было скрывать в операции «Багратион», так как были решены не только все поставленные перед войсками задачи, но результаты даже превзошли ожидания. Это становится особенно понятно, если сравнить наступление в Белоруссии с действиями на других участках фронта. В первую очередь на Украине, где, хоть и наступали, но немецкие войска вырывались из котлов и снова восстанавливали оборону.

Не слишком ли велика цена победы?

Единственный момент, на который обращают внимание желающие любой ценой критиковать успехи Красной Армии — это очень высокие потери в Белорусской операции. С 23-го июня по 29-е августа 1944 года, четыре фронта и Днепровская флотилия, потеряли 178 507 человек убитыми. Это составило 7,6% от боевого состава войск, участвовавших в операции на начальном этапе. Санитарные потери составили 587 308 человек, то есть всего советские войска потеряли 765 815 человек за 68 дней наступления. Ещё и в 1-й армии Войска Польского было 1533 убитых и 3540 раненых.

Конечно, цифры огромные, и их можно сопоставить лишь с самыми крупными поражениями 1941 года. Например, с началом немецкого наступления под Москвой, когда в «котлах» было потеряно около миллиона человек.

А вот не менее крупная Берлинская операция обошлась Красной Армии в 352 475 человек, из которых убитых — 78 291 человек.

Однако, цифры ничего не стоят, если их не сопоставить с каким-то другими, не оценить соотношение потерь с достигнутыми результатами, масштабами операции и, главное, потерями противника.

Для операции «Багратион», сделать это чрезвычайно не просто.

Почему так сложно подсчитать и сопоставить?

Самым сложным для полной оценки Белорусской наступательной операции являются её огромные масштабы.

Операция в целом делится на два этапа, каждый из которых включает в себя пять наступательных операций фронтового масштаба. И все эти составные части сами по себе достаточно крупные, в них задействовано немало сил и средств.

Кроме того, в ходе более чем двухмесячных боёв, и с той, и с другой стороны вводились новые силы. Одновременно с этим целые соединения выбывали: были разгромлены или, понеся слишком большие потери, отправлялись в тыл.

Поэтому, если в большинстве сражений достаточно привести состав войск обеих сторон к началу боевых действий, то для операции «Багратион» этого будет мало.

Например, советским командованием в ходе наступления были введены управления двух армий, танковый корпус и 24 стрелковых дивизии. Но при этом, согласно справочнику «Боевой состав Советской Армии» за 1944 год, если на 1-е июля 1944 года в составе четырех фронтов было 172 стрелковых дивизии, то на 1-е августа дивизий стало 166, а на 1-е сентября их уже было 169. То есть общее количество соединений существенно не менялось.

Командование вермахта также дополнительно перебрасывало силы, выводило соединения с фронта, пополняло и вновь бросало их в бой. Например, 5-я танковая дивизия, имевшая к началу советского наступления 59 танков Pz.Kpfw.IV, дополнительно получила целый батальон танков «Пантера» (76 единиц), а также 21 новейший танк-истребитель Jagdpanzer IV/48.

Сложность ещё и в том, что если по советским потерям есть официальные данные, то потери вермахта точно неизвестны.

Согласно документам группы армий, «Центр» получается, что общие потери за период советского наступления составили 399 102 человек. Из которых убитых — 26 397, раненых — 109 776, пропавших без вести — 262 929 человек.

Большинство историков, как российских, так и западных считают, что эти цифры не полные. Во-первых, не учтены потери групп армий «Север» и «Северная Украина». Во-вторых, учтены лишь боевые части, а на территории Белоруссии находились различные тыловые, вспомогательные, коллаборационистские и прочие структуры, которые к группе армий «Центр» не относились и боевой силы не представляли. Но Красной Армией они уничтожались, и в плен их брали. Поэтому вполне разумно, что в РККА их учитывали, а в вермахте они в сводки потерь не попадали.

Конечно, и данные Совинформбюро, где говорилось про 381 000 убитых и 158 480 пленных, 2735 уничтоженных танков и штурмовых орудий, и 631 самолёт, сильно преувеличены. Большинство историков оценивает людские потери немецких войск в 400-450 тысяч человек.

Соотношение сил

Чтобы оценить масштабы операции, надо знать какие силы были задействованы с обеих сторон.

В операции «Багратион» участвовали войска четырёх фронтов: 1-го Прибалтийского и 1-го, 2-го и 3-го Белорусских. Командовали которыми, соответственно, генерал армии И.Х. Баграмян, генерал армии К.К. Рокоссовский, генерал-полковник Д.Ф. Захаров и генерал-полковник И.Д. Черняховский. Координировали действия фронтов маршалы А.М. Василевский и Г.К. Жуков.

К началу операции было 17 общевойсковых, 1 танковая и 5 воздушных армий. Всего 172 стрелковых и 12 кавалерийских дивизий, 10 танковых и 2 механизированных корпуса, 18 отдельных танковых, механизированных и самоходно-артиллерийских бригад, 74 отдельных танковых и самоходно-артиллерийских полка. В операции приняло участие свыше 2.5 млн. человек в боевых частях (включая 80 000 человек в 1-й армии Войска Польского), свыше 33 000 орудий и минометов, калибром свыше 76 мм (без зенитных), более 8500 танков и САУ, более 7500 боевых самолётов.

Четырём советским фронтам противостояли четыре немецкие армии: 2-я, 4-я и 9-я полевые и 3-я танковая. В их составе было 38 пехотных и авиаполевых, 3 танковых и 3 моторизованных дивизии, 2 корпусных группы (примерно равных пехотной дивизии), 1 кавалерийская бригада, 4 бригады штурмовых орудий и 1 танковый батальон «Тигров». Также имелось 6 охранных и 5 венгерских дивизий, которые использовались для борьбы с партизанами. Всего в боевых частях было 486 493 человека, 9500 орудий и миномётов, калибром свыше 75 мм, 239 танков (в том числе 37 «Тигров») и 432 штурмовых орудия (данные из справочника К. Шишкина «Вооруженные силы Германии 1939-1945 гг.).

В 6-м воздушном флоте, поддерживавшем группу армий «Центр», к началу советского наступления было 32 истребителя, 106 штурмовиков и 312 бомбардировщиков.

С учётом всех приведенных данных, видно, какие огромные силы были задействованы на территории Белоруссии. Неудивительно, что в таком крупном сражении и потери Красной Армии выражены очень большой цифрой. Но в процентном отношении эти потери не выделяются из числа других наступательных операций и не являются самим высокими.