Несмотря на то, что после развала Советского Союза Чеченская республика де-юре находилась в составе Российской Федерации, Москва ее уже практически не контролировала. 27 октября 1991 года в мятежной республике прошли выборы президента, на которых одержал победу генерал Джохар Дудаев, объявивший 1 ноября 1991 года о создании независимого государства Ичкерия*. После этого события у новой Чечни появились собственные ветви власти, флаг, гимн, герб, а также стартовала программа по созданию национальных вооружённых сил, паспортов и денежных знаков.
Чеченские власти проигнорировали проведённую в 1993 году на территории России денежную реформу, заменившую советские банкноты на купюры нового российского образца. В республике оставались в ходу советские рубли образца 1961—1992 года, а также напечатанные в 1992 году российские купюры номиналом 5 000 и 10 000 рублей.
Чтобы подчеркнуть независимость от Кремля Джохар Дудаев принял решение с января 1995 года ввести в республиканский оборот национальную валюту – чеченский нахар.
Насчёт того, как посмотрит Кремль на столь смелый шаг со стороны чеченцев, высказывался занимавший на тот момент пост заместителя председателя Национального банка непризнанной республики Юсуп Имаев: «Мы выпустим их [нахары] столько, сколько необходимо, чтобы обеспечить жизнеспособность Чечни. Как на это будет реагировать Москва, это проблемы Москвы. Они не должны вмешиваться в наши внутренние дела".
Название для новых купюр было выбрано не случайно, поскольку чеченцы с древности называли деньги или монеты словом «нахар».
Планировалось, что каждый миллион нахаров будет обеспечен 1 миллионом 200 тысячами долларов из хранилища Национального Банка Республики Ичкерия. Власти Чечни хотели сделать из новых денег поистине крепкую валюту, обменный курс которой по отношению к доллару США должен был составлять один к одному.
Об этом факте красноречиво свидетельствуют слова тогдашнего председателя Национального банка Чеченской Республики Нажмуддина Увайсаева: «Национальная валюта — один из атрибутов независимости государства. Я хочу, чтобы наш нахар был твердой валютой, уважаемой всеми. Он будет привязан к таким валютам как доллар и немецкая марка, и курс его по отношению к доллару будет поддерживаться в соотношении 1:1».
Джохар Дудаев вместе со своей супругой – художницей Аллой Куликовой лично принимали участие в разработке дизайна купюр. Поскольку нахар должен был быть эквивалентен американскому доллару, то он и внешне напоминал заокеанскую валюту.
Первый предварительный контракт на печать денежных знаков был подписан между Усманом Имаевым, с мая 1993 по июль 1994 занимавшим пост управляющего Национального банка ЧР, и французской компанией «Oberthur». Сей факт также упоминается в документальном фильме «Абубакар: план «Кавказ».
Согласно договору, французы должны были выпустить 100 миллионов чеченских купюр номиналом 1, 3, 5, 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 нахар, общая стоимость которых на тот момент составляла 35 000 долларов США или 20 640 000 французских франков.
Спешка, с которой сотрудники фирмы «Oberthur» отнеслись к кавказскому заказу, весьма заметно отразилась на внешнем виде образцов банкнот и степени их защищённости.
Чтобы восполнить недостающие элементы декора, французы, недолго думая, напечатали на оборотной стороне купюры в 1 нахар нефтеперерабатывающий завод, изображённый на боливийской банкноте в 50 000 песо 1962 года. Подобная же судьба ожидала купюру в 5 нахар, на которой красовался рисунок Каабы в Мекке, взятый с иранской деньги в 2000 риалов 1986 года, а для банкноты в 50 нахар был использован фотокадр из туристического путеводителя по Грозному.
Однако, контракт с фирмой «Oberthur», так и не был заключен. По версии бригадного генерала непризнанной Чеченской республики Ичкерия Ахмеда Закаева, процесс был приостановлен из-за давления России на Францию.
Но в 1994 году часть тиража чеченского нахара всё же была отпечатана британской фирмой «De La Rue», имевшей тесные контакты с французской компанией«Oberthur». Выбор чеченскими властями иностранных «издательств» для выпуска своих денежных знаков был объясним: не могли же они обратиться на московский «Гознак» с просьбой создать банкноты для республики, требующей отделения от России.
Отпечатанные в Великобритании купюры цвета хаки имели 6 степеней защиты: рельефную печать, бумагу с волокнами, защитную нить, семизначный серийный номер с одной литерой, ультрафиолет и водяной знак в виде лежащего волка.
На обеих сторонах банкнот красовалась надпись «Деньги Государственного Банка Чеченской Республики», а на купюрах номиналом 1, 3 и 5 нахаров ещё и пометка: «На всё воля Божья». Кстати, текст на купюрах был набран на латиницей, которая заменила кириллицу.
На каждой купюре стояли две подписи: одна принадлежала министру экономики и финансов ЧР Таймазу Абубакарову, а вторая председателю Национального банка ЧР Нажмудину Увайсаеву.
Денежные знаки номиналом 1, 3 и 5 назывались нахарами, а банкноты стоимостью 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 были уже тюмами.
На лицевой стороне 1 нахара был изображён герб самопровозглашённой Чеченской республики: лежащий в обрамлении полумесяца волк – «борз», над головой которого висела полная луна, а под ним сияли 9 звёзд. Волк символизировал собой свободолюбивых нохчи, полумесяц – верность исламу, а количество звёзд соответствовало числу основных чеченских тейпов.
На банкноте в 3 нахара был изображён танцующий джигит, по некоторым данным Махмуд Эсамбаев, 5 нахаров украшал всадник в бурке, 10 тюмов – девушка с блюдом, 20 тюмов – горянка с саблей, 50 тюмов — аксакал, 100 тюмов – группа горцев, 500 тюмов — имам Шамиль, 1000 тюмов — шейх Мансур.
Достоверно известно, что чеченские нахары так и не вошли в обращение.
Согласно одной версии, Российская Федерация выразила Великобритании протест по поводу законности реализации фирмой «De La Rue» этого заказа, поскольку Чечня входила в состав России, а единственной национальной валютой на её территории был рубль.
После этого британцы, якобы отказались ввязываться в противозаконное дело, и прекратили выпуск денежных знаков самопровозглашённой республики, а ту часть банкнот, которая всё же была напечатана, переправили в Грозный, однако при штурме города она была полностью уничтожена федеральными войсками.
По другой версии, после отказа компании «De La Rue», чеченцы заключили контракт с немецкой фирмой «Giesecke & Devrient GmbH», которая изготовила 100 тонн купюр. Одни источники утверждают, что деньги были перевезены в Чечню, перехвачены российскими войсками и ликвидированы, по другим данным банкноты так и остались в Мюнхене.
*Ичкерия-запрещённая организация в РФ