Петр Лидов был первым журналистом, осветившим подвиг Зои Космодемьянской. За время войны Лидов побывал на многих опасных участках фронта и, казалось, ничего не боялся. Однако вражеский снаряд сразил и его. Салют в честь Победы он так и не увидел.
Журналист по призванию
Петр Александрович Лидов родился предположительно в 1906 году в Харькове. Своих родителей Лидов не знал. В автобиографии он писал, что поначалу воспитывался в Харьковском приюте, а потом в колонии в селе Липцы. Из колонии мальчик был взят на воспитание профессором химии Харьковского технологического института Александром Лидовым. Однако Петр рано потерял приемного отца, поэтому ему пришлось зарабатывать на жизнь самому. Тогда же, еще будучи подростком, Лидов написал свою первую заметку, которую он отнес в редакцию газеты «Харьковский пролетарий». К большому его удивлению, заметку напечатали.
Спустя 10 лет Петр Лидов действительно стал журналистом. Несколько лет он редактировал «Мартеновку» — газету московского завода «Серп и молот». Отсюда и пришел в «Правду». Весной 1941 года Лидов получил новое назначение в Минск на собкоровскую работу. В белорусской столице Петр Александрович, который к тому моменту уже обзавелся женой и детьми, встретил начало Великой Отечественной. Лидов тут же написал очерк под названием «Первый день войны». Но, как указано в сборнике «В редакцию не вернулся» под редакцией П. Д. Корзинкина, особенный переполох среди фашистов вызвал текст Лидова «В оккупированном Минске», также опубликованный в «Правде».
«Кто была Таня»
Так Петр Лидов с первого дня войны стал военным корреспондентом. Он освещал события, почти непрерывно находясь на самых опасных участках фронта. К примеру, вел своеобразный дневник битвы за Москву. Однако самой знаменитой статьей Петра Александровича стал материал о Герое Советского Союза Зое Космодемьянской. Стоит отметить, что эта заметка была написана не по заданию редакции «Правды». Журналист случайно узнал о казненной фашистами девушке от жителя села Петрищево, где остановился на ночлег, когда пешком добирался до Можайска. По крайней мере, именно такое развитие событий описывает в своей книге «Писатели-корреспонденты на фронтах Великой Отечественной войны» Владислав Шошин.
Несмотря на проведенное Петром Лидовым расследование, ему так и не удалось узнать настоящее имя Зои Космодемьянской. Поэтому первая статья о диверсантке, которая сожгла конюшню с лошадьми, вышла в печать в январе 1942 года под названием «Таня». Так представлялась сама Космодемьянская. По словам историка Бориса Соколова, Лидов не упомянул в статье ни о сталинском приказе, касавшемся тактики «выжженной земли», который выполняла Таня, ни о том, что девушка была избита за это двумя крестьянками. Главным было мужественное поведение партизанки перед лицом смерти. Но личность Тани оставалась неизвестной. Пришлось вскрывать могилу, проводить опознание, и в конечном итоге в феврале 1942 года появился новый текст «Кто была Таня».
Настоящий солдат
Имя Зои Космодемьянской, благодаря Петру Лидову, стало известно на всю страну. Очерки о ней перепечатывались другими изданиями, выходили в виде брошюр, зачитывались по радио. Тем временем Лидов продолжал служить военным корреспондентом. Редакция «Правды» по-прежнему направляла его на самые острые и ответственные участки великого фронта, туда, где в тот момент решалась судьба войны. Он делал репортажи с мест важнейших сражений: из Сталинграда, с Курской дуги, берегов Днепра. Советские издания как во время войны, так и через много лет после победы характеризовали Лидова как настоящего правдиста, смелого, бесстрашного, не боящегося ни трудностей боевой жизни, ни фронтовых тягот.
Впрочем, это подтверждает вся биография Петра Александровича. Журналист даже погиб как солдат. Хотя, стоит отметить, что тогда он уже носил звание майора. В июне 1944 года редакция «Правды» поручила Лидову написать о союзнических американских «летающих крепостях», совершавших ночные полеты на Берлин. В Полтаву, именно туда, где базировались бомбардировщики и отправился корреспондент. Назад он не вернулся. 22 июня на аэродром в Полтаве налетели немецкие самолеты, и вместе с фотокорреспондентом «Правды» Сергеем Струнниковым и корреспондентом «Известий» Александром Кузнецовым погиб Петр Лидов. Ему было всего 38 лет. Лидова похоронили там же, в Полтаве.