В 1942 году советская делегация в составе трех человек побывала на Студенческой ассамблее в Соединенных Штатах Америки. Помимо легендарных снайперов Людмилы Павличенко и Владимира Пчелинцева Вашингтон посетил секретарь Московского горкома комсомола Владимир Красавченко. Именно он отвечал за организацию важной поездки.
Начало пути
Владимир Красавченко родился в семье школьного учителя. В 1930-е годы он получил среднее образование и поступил на исторический факультет Московского института истории, философии и литературы, который впоследствии окончил с отличием. Зимой 1939 годы Красавченко избрали заместителем завотдела студенческой молодежи Московского горкома комсомола. Затем он перешел на должность секретаря МГК ВЛКСМ по пропаганде.
Спустя две недели после начала Великой Отечественной войны Николай Прокофьевич Красавченко отправляется в Смоленскую область для возведения оборонительных сооружений. 6 октября 1941 года он попал в окружение наступавших войск вермахта и лично занимался эвакуацией людей, занимавшихся строительством. В составе последней группы из десяти человек Красавченко покинул строительную площадку и с боями прорывался из окружения противника. 10 октября он вместе с сослуживцами попал в плен к нацистам, но практически в тот же день смог бежать и даже сформировал небольшой отряд красноармейцев. Беглецы присоединились к более крупному отряду. В течение нескольких суток 500 человек вели бои с врагом, значительно превосходившим их по численности. Во время очередной разведывательной вылазки Николай Прокофьевич был контужен и потерял сознание, а когда очнулся, узнал, что его отряд был уничтожен. После этого трагического случая Красавченко встретил другую группу бойцов Красной Армии и продолжил выход из окружения.
В годы войны Николай Красавченко занимался подготовкой партизанских отрядов, диверсионных и подпольных групп – например, на случай захвата Москвы нацистами. Уже после того, как непосредственная угроза для столицы исчезла, Красавченко продолжал работу и участвовал в создании московского партизанского отряда, действовавшего на территории Белоруссии. В 1944-м Николай Прокофьевич получил медаль «За оборону Москвы».
Дружественный визит
В 1942 году Франклин Д. Рузвельт прислал телеграмму Иосифу Сталину. В ней президент Соединенных Штатов выразил восхищение борьбой советского народа с нацизмом и подчеркнул, как мужественно дает отпор врагу молодежь, в частности – студенты. Рузвельт известил советского лидера, что со 2 по 5 сентября в Вашингтоне будут проходить заседания Всемирной студенческой ассамблеи. По замыслу организаторов, ведущее место должны занять делегации союзнических держав — США, СССР, Англии и Китая. Сталину Рузвельт предложил направить в Вашингтон делегатов от Советского Союза.
Николаю Красавченко доверили руководство советской студенческой делегацией, членами которой были снайперы, герои СССР Людмила Павличенко и Владимир Пчелинцев. Находясь в столице Соединенных Штатов, они побывали на приеме у Рузвельта и по приглашению его супруги некоторые время жили в Белом доме. Вслед за этими мероприятиями делегация посетила Канаду, а позже – Великобританию. Главной целью, которую преследовали Красавченко, Павличенко и Пчелинцев, было убедить союзников как можно скорее открыть Второй фронт. Со своей задачей делегаты справились блестяще: их речи на митингах, пресс-конференциях и по радио производили огромное впечатление на современников. Появление гостей из Советского Союза повсеместно вызывало интерес. Самым ярким, пожалуй, оказалось выступление Людмилы Павличенко на очередной встрече, где она прямым текстом пристыдила союзников за излишнюю осторожность и медлительность. «Джентльмены! Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!» – обратилась она к толпе. Не отставал от своих товарищей и Николай Красавченко. Он активно общался с представителями зарубежной прессы и неоднократно указывал на необходимость ведения совместных боевых действий. Такое сообщение приводит ТАСС: «В беседе с журналистами Красавченко просил их передать американской молодежи и всему американскому народу привет от советского народа, сражающегося на фронте против гитлеровских орд. Он выразил надежду на то, что пребывание в США советской делегации укрепит дружбу американской и советской молодежи и что активное участие в войне молодежи всех объединенных стран ускорит окончательную победу над гитлеризмом».
Советский историк
После войны Николай Прокофьевич большую часть своего времени посвящал научной деятельности. В 1950 году он поступил в аспирантуру исторического факультета МГУ, затем трудился на кафедре Отечественной истории XIX века. В 1960-е годы Красавченко занимал пост завкафедры марксизма-ленинизма ВГИКа, а через десять лет стал ректором Калмыцкого государственного университета. Красавченко занимался организацией приемных комиссий, добился строительства нового университетского общежития и разработал туристический маршрут по городам СССР для студентов и преподавателей. В 1976 году Николай Прокофьевич вернулся в столицу и занял пост ректора Историко-архивного института (ныне – РГГУ). Коллеги всегда вспоминали о нем как о творческом человеке, справедливом руководителе и прекрасном наставнике учащихся.