Многие поступки и бытовые привычки жителей городов и сел освобожденной Красной Армией Европы поражали советских солдат и офицеров – они не ожидали, что столкнутся с чем-либо подобным.
Отношение к немцам
В мае 1945 года начальник политотдела 4-й танковой армии гвардии подполковник Кладовой написал секретное политдонесение в политуправление 1-го Украинского фронта, в котором охарактеризовал отношение населения Чехословакии к немцам – свидетелями многочисленных сцен жестокой расправы чехов над пленными гитлеровцами стали бойцы и офицеры армии.
В Праге чехи, собрав группу немцев (около 30 человек), участвовавших в подавлении чехословацкого восстания, долго избивали их палками, а затем вывели всех за город и сожгли на кострах. Также в столице Чехословакии мирные жители при встрече танков 4-й танковой армии заставили встать на колени перед освободителями Праги предварительно собранную группу немцев, каждому из которых чехи нарисовали на лбу свастику.
Жители Праги ловили гитлеровцев, раздевали по пояс, мазали краской и заставляли в таком виде заниматься ремонтными работами на улицах города, часто избивая при этом.
Как докладывал подполковник Кладовой, 10 мая в столице Чехословакии были пойманы четыре немца, которые с чердака одного из зданий вели снайперский огонь по чехам и красноармейцам. Немцев немедленно подвесили за ноги на столбах(и подобные случаи расправы были не единичны). Более десятка женщин немецкой национальности чехи сначала раздели до пояса, измазали краской, заставили на глазах большой толпы ремонтировать мостовую. В восточном районе Праги один чех застрелил группу из нескольких десятков собранных во дворе немцев. Неподалеку от места этого расстрела чехи поставили на колени пятерых эсэсовцев, каждому на голову положили камень. К гитлеровцам подходили жители Праги, в том числе женщины и дети, били по камням палками и приговаривали «Хайль Гитлер».
Подполковник Кладовой уточняет в своем политдонесении, что схожие случаи расправы над пленными гитлеровцами происходили не только в столице, но и в других городах и селах. К примеру, в Родошовицах местные жители избили всю колонну пленных немцев, которую вели через село красноармейцы, а в городе Мост бывшие узники концлагеря, чехи и русские, забили палками начальника концлагеря. Почти 300 немцев, проживавших в селе Лушка после прихода Красной армии местные жители выгнали из домов, а их имущество разобрали себе, в Рыжичанах всех немцев, живших в этом городе, согнали на площадь, состриги на голове у каждого по клоку волос, а затем посадили на товарняки для отправки в Германию.
Кладовой отмечает массовое участие чешского населения в случаях экзекуций над гитлеровцами. Часто красноармейцам, пораженным таким поведением мирных жителей, приходилось вмешиваться, чтобы удержать чехов от подобных жестоких самосудов. Сами жители освобожденной Чехословакии объясняли свое поведение нравами гитлеровцев во время оккупации: по словам чехов, немцы не считали их за людей, относились как к скоту, поэтому злоба и жажда мести накапливались и оккупированное население только ожидало случая, чтобы расквитаться с захватчиками.
О гигиене и нравах
Советского военного врача Абрама Шевелева удивило в Румынии отсутствие общественных бань – румыны предпочитали мыться дома. А поэт-фронтовик Борис Слуцкий неприятно удивился манере брить у европейских парикмахеров – при намыливании брадобреи использовали не кисточку, а свои пальцы, сами же кисточки у них были немытые, вдобавок, умываться после бриться предлагалось грязной водой. Военный корреспондент Аким Поповченко вспоминал об ухоженных, благоустроенных австрийских городах – чистота на улицах и хорошие дороги впечатляли многих красноармейцев. В воспоминаниях минометчика Наума Орлова говорится, что советских бойцов поражала педантичность и аккуратность немцев, у которых даже деревья были пронумерованы, а туалеты, в том числе в деревнях и селах были выложены кафельной плиткой.
Западноевропейские женщины приучили советских солдат и офицеров «целовать даме ручку», с этим ритуалом красноармейцы прежде не сталкивались, и часто не понимали, чего, к примеру, полька хочет, протягивая руку мужчине – в ответ они просто пожимали протянутую ладонь. В Румынии и Венгрии освободители поразились свободным нравам девушек и женщин – венгерки могли до свадьбы иметь по нескольку половых партнеров, это даже поощрялось, а в Румынии многие красноармейцы впервые в жизни увидели публичные дома. Чаще всего наши солдаты и офицеры бордели игнорировали – из чувства брезгливости и боязни заразиться вeнeричecкими зaбoлeвaниями.