27/05/19

Чем «курс молодого бойца» в СС отличался от советского

Исследователь Г. А. Гончаров, изучавший систему подготовки красноармейцев, пишет, что мобилизованные (всего за годы войны в СССР было призвано в армию 29 млн 574,9 тыс. человек) нуждались хотя бы в минимальной военной подготовке и получали ее. Кто-то уже имел военные и физические навыки благодаря всеобучу и комсомольским молодежным структурам, ОСОАВИАХИМу и военно-спортивным кружкам, сдаче норм ГТО и другим мероприятиям.

Всех обучали азам военного дела после призыва и по дороге на фронт. Особое внимание уделялось владению винтовкой, пулеметом, минометом и ручной гранатой, рытью окопов и маскировке, тактическому взаимодействию, навыкам штыкового боя. Физподготовка молодежи во время войны состояла в основном из следующих курсов: 25—30 часов на военно-лыжное обучение, 25 часов обучения рукопашному бою, 20 часов подготовки (по возможности) к плаванию и переправам, сдача норм ГТО. В нормативы еще с 1939 года были включены: преодоление полосы препятствий с оружием в руках, плавание в одежде, переправы, поход на 25 км, бег по пересеченной местности, стрельбы и другие военно-прикладные испытания, чуть позже к ним добавились штыковой бой, метание гранаты и т. д.

Однако в сложных условиях войны, особенно в ее начальный период, когда далеко не всегда хватало времени и ресурсов на серьезую подготовку, в некоторых частях тратили время на ерунду. Н. Н. Никулин, которого готовили к боям в 1941 году в Ленинграде, вспоминал, что в «учебке» солдаты занимались довольно много строевой подготовкой (малополезной в полевых условиях на передовой). С другой стороны, в Ленинграде в годы войны около полумиллиона человек было ускоренно обучено  рукопашному бою, лыжам, плаванию и др. Большой вклад в разработку новых программ внесли Институты физической культуры Ленинграда и Москвы. Проводились легкоатлетические и лыжные кроссы, марш-броски, походы и т. д. Потом значительная часть обученных поступила в Красную армию. Физической подготовкой военно-прикладного характера удалось охватить, несмотря на все трудности, огромные массы призывников. Красноармейцы получали базовые военные навыки и были способны совершить дневной переход до 30 км, преодолевать водные преграды, ходить на лыжах. «Суперменов»-атлетов в армии было немного, большую ее часть составляли только что мобилизованные гражданские, лишенные возможности длительной военно-спортивной подготовки, позволяющей стать элитой пехотных частей.


В вермахте солдаты, недавно мобилизованные с «гражданки», тренировались постоянно (в соответствии с введенными в 1936 году нормами). Тренировочные лагеря носили дурную репутацию именно за строгость наставников и жестокую муштру, укреплявшую тела новобранцев. Рытье окопов, ползание, бег, тренировки с оружием, — всем этим занимали солдата с утра до ночи, следуя популярному девизу «Пот сохраняет кровь». Германский «курс молодого бойца» длился обычно 16 недель (советских стрелков обучали примерно 2-2,5 месяца). При этом тренировавшихся немцев отлично кормили. Хотя курс подготовки предусматривал различные упражнения с оружием, тактические и воспитательные занятия, все бойцы каждый вечер по часу занимались отдельно общефизической подготовкой (для этого, как правило, имелся и соответствующий спортивный инвентарь). Еще более усиленно готовили войска СС.

Солдат-эсэсовцев обычно тренировали до 6 месяцев. Ветеран, Г. Фляйшман, вспоминал, что подготовка была крайне насыщенной: «С подъема нас заставляли проделывать многокилометровые марш-броски с полной выкладкой, пролезать под колючей проволокой, в одежде прыгать в ледяную воду, взбираться по стенам зданий, носиться по крышам, прыгать с высоты и грамотно приземляться на тюки с сеном... в СС каждый должен был стать не только воином, но и спортсменом, превосходящим по умениям и навыкам вероятного противника». Кроме того, в эсэсовцы набирали в основном жителей сельской местности (здоровых и ростом не менее 180 см), привыкших к более суровой жизни, а значит, более закаленных, крепких и неприхотливых. Во второй половине войны испытывавшие проблемы с пополнениям и ресурсами немцы вынуждены были сократить время подготовки до 2 месяцев, а в начале марта 1945 года бросали в бой уже даже и не успевших пройти этот краткий курс подготовки. Многие командующие отмечали «сильное снижение уровня подготовки» пополнений, физические и моральные недостатки новобранцев. В результате немцы утратили прежнее преимущество перед советскими бойцами, которое имели в первые два года войны.