20/11/19

Почему Линия Сталина не спасла СССР

Линию Сталина и Линию Мажино можно смело отнести к самым известным фортификационным сооружениям Второй Мировой войны, да, пожалуй, и ХХ века в целом.

С подачи бывшего офицера КГБ, предателя-перебежчика Суворова-Резуна, Линию Сталина принято представлять, как нечто очень мощное и грандиозное, превосходящее по своим масштабам все аналогичные сооружения. И по личному приказу Сталина разрушенную. Но этому, как и многим другим утверждениям Резуна, верить не следует. Во-первых, Линию Сталина никто никогда не разрушал.

Стоит отметить, что название «Линия Мажино» хоть и являлось неофициальным, но использовалось на всех уровнях, включая военные документы, а вот словосочетание «Линия Сталина» начали употреблять в СССР не раньше 60-х годов. До этого оно встречалось исключительно на западе, а впервые появилось в одной из латвийских газет в 1936 году.

Во-вторых, Линия Сталина, протянувшаяся от Балтийского моря до Черного, по протяженности, действительно превосходила все прочие. Но при этом, она не являлась сплошной, между укрепрайонами были значительные промежутки. Если же промежутки не считать, то разница между укреплениями линий Сталина и Мажино уже невелика. Впрочем, длина оборонительной линии не самое главное.

Высшее достижение фортификации

Линия Мажино воплотила в себе все самые современные на тот момент достижения в области полевой фортификации. Основное артиллерийское и пулеметное вооружение было расположено в бронированных башнях. Причем башни эти были скрывающиеся, в случае обстрела вражеской артиллерий, они опускались под бетонное основание, и поднимались, когда нужно было вести огонь. В башнях устанавливались специальные крепостные 135-мм мортиры, различные типы 75-мм пушек, 81-мм миномёты, 37-мм и 25-мм противотанковые пушки и пулемёты. Практически всё вооружение (кроме противотанковых пушек) было спаренным. Но делалось это, не для того чтобы стрелять сразу из двух стволов, как пишут некоторые авторы. Огонь велся поочередно из каждого ствола, что уменьшало его нагревание.

Кроме башен устанавливали бронекупола с пулеметами, минометами или противотанковыми пушками. Бронекупола были неподвижными, но вооружение в них устанавливалось так, что его было легко направить в одну из нескольких бойниц. Таким образов обеспечивался обстрел по разным секторам. Ну и какое-то количество пушек, минометов и пулеметов устанавливалось в казематах для ведения фланкирующего огня, прикрывая основные боевые блоки из башен и бронекуполов.

На Линии Сталина самым распространённым сооружением был ДОТ с одной, редко двумя амбразурами. Вооружались они обычными пулеметами «Максим», и предназначались для самого простого фронтального огня. Лишь 10% ДОТов вооружались пушками, точнее должны были вооружаться.

В книге Валентина Рунова «Все укрепрайоны и оборонительные линии Второй Мировой» рассказывается, как формировались взгляды на создание укрепленных районов, и видно, что учитывались и все достижения, весь опыт того времени. Однако суровая реальность, а конкретно, возможности промышленности и строительные мощности СССР не позволили реализовать даже самые скромные планы.

Несмотря на то, что в СССР были разработаны образцы крепостных орудий разных типов, бронебашни и бронекупола, почти ничего из этого не было реализовано. Хоть и были созданы специальные спаренные пулеметные установки для ДОТов, но реально не хватало даже «Максимов» на простейших деревянных станках. Вместо них ставили самые разные пулеметы: английские, французские, американские, трофейные или купленные ещё в Первую мировую.

В 1939 году проводилась проверка пограничных укрепрайонов совместной комиссией наркомата обороны и НКВД. Согласно отчету комиссии по Слуцкому УРу:

"... Из 91 объекта, намеченного к строительству по плану 1938 г. построено только 13..."

По Киевскому УРу:

"... Из 284 намеченных по плану сооружений было забетонировано 86..."

Ещё и оказалось, что и достраивать не все стоит:

"... Из 257 сооружений у 175 отсутствует нужный горизонт обстрела из-за рельефа местности (бугры, горы, крупный лес и кустарник)..."

Комиссия даже обнаружила ДОТ, у которого амбразура оказалась ниже уровня окружающей местности.

Но если бы то, что планировалось и было построено, все это не шло бы ни в какое сравнение с Линией Мажино. ДОТы аналогичные тем, что устанавливались на Линии Сталина, на французской линии укреплений можно было встретить лишь как вспомогательные. Такие строили как дополнительные укрытия для полевых войск позади основных укреплений.

Самая комфортабельная крепость

На многие уцелевшие укрепления Линии Мажино сейчас водят экскурсии, их посещают тысячи туристов. Причем смотрят они как раз в основном не военные объекты: многое башни и казематы на поверхности не сохранились, значительную часть разрушили ещё во время войны.

Для туристов Линия Мажино интересна как раз своей подземной частью. Под наружными укреплениями скрыты целые подземные города в несколько этажей. Там находятся склады, казармы (весьма комфортабельные), столовые, лазареты, мастерские, лаборатории, электростанции. Туристы восхищаются отлично оборудованными стоматологическими кабинетами, продовольственными складами с запасами джемов, солений и других вкусных вещей, никак не ассоциирующихся с суровым военным бытом. Не могут не вызвать восхищения подземные железные дороги, соединяющие между собой объекты, разбросанные на десятки километров. И всё это на глубине 20-30 метров под землей.

Ничего подобного на Линии Сталина, как легко догадаться, не было и даже не планировалось. ДОТы имевшие второй (подземный) этаж, где мог укрыться гарнизон, были редкостью. Да и оборудованы они были, мягко говоря, попроще. Речь не про комфорт, в большинстве случаев не было даже вентиляции, ни говоря уж о защите от химического оружия (которое немцы против советских ДОТов не раз применяли).

Конечно, за счет одних столовых, где вкусно кормят и комфортабельных туалетов, войну не выиграешь и Линия Мажино не сыграла в войне роли, для которой предназначалась. Но виной тут была сама концепция, в таком виде укрепленные линии уже не годились для современной войны. Так что, возможно, Советскому Союзу, сэкономившему массу средств, даже повезло, так как в любом случае они были потрачены зря.