Чем немцы награждали предателей-власовцев

С 1942 года немцы стали вручать особые знаки отличия русским коллаборационистам, вставшим на сторону Третьего Рейха. А ещё через два года бойцы и офицеры армии генерала Власова получили право на те же награды, что и сами немцы.

«Знак отличия для восточных народов»

Поначалу формирования коллаборационистов не рассматривались нацистами как важная боевая сила, однако они имели значение как вспомогательные части. В июле 1942 года Адольф Гитлер учредил для них «Медаль восточных добровольцев», или, как её ещё называли, «знак отличия для восточных народов». Награда предназначалась для коллаборационистов всех мастей: бойцов РОА, казачьих, туркестанских, кавказских частей. С весны 1943 года её также стали присваивать бойцам шуцманшафта – охранной полиции из числа русских эмигрантов, которые участвовали в карательных акциях. Награждал «восточных добровольцев» сам рейхсминистр восточных территорий Альфред Розенберг.

Знаки отличия были двух типов, каждый из которых подразделялся на два класса, в золотом, серебряном и бронзовом исполнении. Восьмиконечная звезда с мечами называлась медалью «За храбрость» – её получали участники военных и антипартизанских операций. Вариант без мечей именовался медалью «За заслуги» – её в основном получали чиновники оккупационной администрации.

Общее количество награждённых неизвестно, однако они составляли лишь малую долю от полуторамиллионого контингента советских граждан, сотрудничавших с врагом.

«Железные кресты» для русских

15 марта 1944 штабная газета РОА «Заря», издававшаяся в Берлине, объявила о том, что фюрер ввёл в армии Власова полноценные немецкие награды.

«Решением Фюрера все военнослужащие русских, кавказских и других добровольческих частей, принесшие присягу на верность Фюреру и сражающиеся на стороне Германской армии или в её частях, за особенную храбрость или выдающиеся заслуги<...> впредь могут быть награждены «Железным крестом» или «Крестом за военные заслуги», – говорилось в сообщении.

Данное решение редакция объясняла заслугами самих добровольцев, которые показали «что они беззаветно и преданно стоят на стороне европейской семьи народов, на стороне чести и справедливости».

«Одновременно проведение этого мероприятия снова показывает полное равноправие добровольцев и их немецких товарищей по оружию в происходящей борьбе не на жизнь, а на смерть», – утверждалось в публикации.

Газета перечисляла необходимые условия для награждения. Так, «Железный крест» мог получить лишь обладатель медали «За храбрость», а крест «За военные заслуги» – соответственно владелец медали «За заслуги».

Наряду с этим в РОА учреждались немецкие знаки различия. По мнению редакции «Зари», этот факт якобы опровергал тезисы советской пропаганды о том, что русские «в глазах немцев представляют собой не что иное, как «унтерменшей». В действительности, конечно, фашисты уже достаточно недвусмысленно продемонстрировали свое отношение к русским в 1941-42 годах, когда советские военнопленные массово умирали от невыносимых условий в лагерях. Только после череды поражений на Восточном фронте гитлеровцы стали заигрывать с населением оккупированных территорий и военнопленными, выставляя себя защитниками «прав всех народов».

О фактах награждения коллаборационистов «Железными крестами» известно немногое. Железные кресты второй степени вручались ещё в 1944 году. Один из них получил, например, из рук Гиммлера руководитель «Русской освободительной народной армии» Бронислав Каминский. «Железный крест» 2 класса имел и командир первой пехотной дивизии ВС КОНР Сергей Буняченко. Тогда же был награждён генерал-майор Иван Кононов. За боевые действия против титовцев в Югославии награды удостоился командир полка Русского охранного корпуса Анатолий Рогожин. Из неславянских народов награду заслужил калмык Басанг Огдонов, командир 14 эскадрона Калмыцкого кавалерийского корпуса.

Что касается «Железного креста» первой степени, то первым награждённым им офицером, предположительно, стал полковник Игорь Сахаров. Под его командованием в феврале 1945 года особая боевая группа добровольцев численностью 150 человек сражалась против советских войск на Одере. Власовцам тогда удалось подбить несколько танков и захватить красноармейцев в плен.