Сегодня имя «Чернобыль» стало синонимом самой страшной ядерной катастрофы в истории. Но за этим образом скрывается многовековая и насыщенная жизнь города, где переплелись судьбы разных народов, религий и культур. Долгая история этого места на берегу Припяти заслуживает того, чтобы её помнили.
Первое упоминание
Первое достоверное упоминание о Чернобыле встречается в Ипатьевской летописи под 1193 годом, где говорится о князе Ростиславе, который «ехал с ловом от Чернобыля». Некоторые историки, однако, полагают, что город упоминался и раньше, под именем Стрыжев, в летописи 1127 года.
Происхождение самого названия «Чернобыль» окутано легендами. Наиболее распространенная версия связывает его с полынью, в изобилии растущей в этих краях и в народе именуемой «чернобыльником» из-за тёмного стебля.
Какие секретные обряды существовали в секте хлыстов
Но существует и мистическое толкование. Сторники этой теории видят в названии «Чёрная быль» и связывают горькую полынь с библейскими пророчествами. Они указывают на Откровение Иоанна Богослова, где говорится о звезде по имени «Полынь», упавшей с неба и отравившей воды. Для многих верующих эти слова стали пророческим описанием радиоактивного заражения 1986 года.
Есть и третья, этнографическая гипотеза, возводящая название к древнему племени меланхленов («одетых в чёрное»), обитавшему здесь в античные времена.
Древнее поселение
Археологические данные свидетельствуют, что первые поселения на месте Чернобыля возникли ещё в эпоху раннего железа (VII-III вв. до н.э.) и относились к милоградской культуре. Курганы того времени скрывали не только железное оружие, но и настоящие клады — например, серебряные римские монеты эпохи императоров-Антонинов.
Староверы
В 1775 году, когда Чернобыль был частью Речи Посполитой, с подачи градоначальника Яна Ходкевича, он стал пристанищем для старообрядцев из белорусского селения Ветка. Притесняемые властями Российской империи раскольники во главе с фанатиком Илларионом Петровым по прозвищу «Коровьи Ножки» возвели в чернобыльских лесах обнесённые двумя земляными валами скиты, построили церковь св. Филиппа, а при ней основали мужской монастырь.
Получившая название «чернобыльской» секты эта старообрядческая братия придерживалась крайне вызывающих взглядов. Её членам было запрещено служить в армии, молиться за царя, иметь паспорта и давать присягу.
Главные качества русского солдата, которых боялись противники
Проповедовавший скорое пришествие антихриста, а вместе с ним и наступление конца света Илларион с частью сподвижников спустя некоторое время перебрался в Австрию, где ему покровительствовал сам император Иосиф II. Оставшиеся в Чернобыле старообрядцы вплоть до 1986 года продолжали жить по заветам предков в таких компактных селениях близ города как Спасова слобода, Глинка, Бычки, Красиловка, Замошня.
Хасиды
В исторических источниках сохранились данные, о том, что первые евреи появились в Чернобыле после 1566 года, когда польский король Сигизмуд ІІ Август за особые военные заслуги подарил город и владения вокруг него оршанскому старосте Филону Кмите.
Став хозяином обширного имения с замком, военачальник стал заселять его людьми, в числе коих были поляки и евреи. К концу XVII века иудеи уже упоминались как арендаторы, в отношении которых казацкий полковник В. Искрицкий в 1691 году устраивал погромы. К 1765 году в Чернобыле насчитывалось 696 евреев, а ревизия 1847 года, когда данная местность уже находилась под крылом Российской империи, показала, что их община достигла 3 482 человек.
Увеличению числа местных евреев способствовал тот факт, что в XVIII веке Чернобыль превратился в важнейший центр хасидизма, куда съезжались адепты не только с Украины, но и с других уголков земли.
Обличая формализм раввинов, Исраэль Бешт на основе каббалистического учения придумал альтернативный вариант иудаизма — хасидизм, фокус которого перемещался на мистические элементы, проявлявшиеся через религиозный танец, песню или восторг.
Хасиды считали связующим звеном между Богом и вселенной конкретного цаддика (учителя), которого каждый избирал для себя сам. Но сделав однажды выбор, человек уже не мог его изменить, и оставался верным своему учителю, как при его жизни, так и после смерти.
Одним из последователей Исраэля Бешта был странствующий рабби Менахем Нахум Тверской, которому суждено было стать главным проповедником хасидизма в Чернобыле. Осев в этом скромном городке, он занимался благотворительностью, помогал выйти замуж невестам из бедных семей, выкупал пленных, вызволял из заключения тех, кто сидел за долги, и вообще вёл очень скромный образ жизни. Чего нельзя было сказать о его преемнике и сыне ребе Мордехае Тверском, который обустроил в Чернобыле роскошный хасидский двор, где останавливались тысячи паломников из Польши и Украины. Кстати, каждый из них должен был заплатить специальный налог, шедший на содержание его резиденции.
Чтобы представить себе какой популярностью пользовались местные цадики, можно обратиться к книге Николая Черниговца «Чорнобиль - м i сто без майбутнього?», в которой сказано: «Чернобыльские евреи, как и везде, по-своему набожны и фанатичны. По праздникам они, почитая город своим, ходят по улицам и площадям в богослужебных одеждах: таласах и кителях. А главная синагога и все церковные школы наполнены молитвенными криками по целым дням и ночам, хотя бы это стесняло других».
К 1919 году от былого величия еврейской общины Чернобыля не осталось следа. Постоянные антисемитские погромы заставили хасидов перебраться отсюда в более спокойные местечки. Однако в городе оставались могилы-склепы пяти цаддиков, одна из которых по неизвестным причинам была разрушена незадолго до злополучного взрыва на АЭС. И немудрено, что тут же появились люди, связавшие эти два события, и сделавшие вывод о том, что авария на четвёртом энергоблоке - это Божья кара за вандализм.

