25/12/25

Чем удивил Ленин свою тещу, когда та приехала в Шушенскую ссылку

В мае 1897 года, отбывая трёхлетнюю ссылку в сибирском селе Шушенском, Владимир Ульянов (Ленин) вряд ли предполагал, что этот период станет для него временем физического восстановления и… непростых семейных отношений. Устройство быта ссыльного революционера и его жены, Надежды Крупской, легло на плечи неожиданного человека — будущей тёщи.

Деревенский рай для столичного недуга

Прибыв в Шушенское, Ленин снял комнату у крестьян. По словам Надежды Константиновны, казённого пособия в 8 рублей ему хватало не только на жильё, но и на полный пансион. Вопреки стереотипам о суровости ссылки, сам Ильич уже через месяц сообщал родным: «…квартирой и столом вполне доволен». Простой, но обильный крестьянский стол — баранина, котлеты, множество овощей и домашняя выпечка — пошёл ему на пользу. Страдавший в Петербурге от желудочных проблем, Ленин с восторгом писал: «Вот что значит охота и деревенская жизнь! Сразу все питерские болести побоку!». К лету 1898 года он заметно поправился и загорел, чем поразил всех приехавших к нему родных.

«Эк вас разнесло!»: Визит тёщи

В мае 1898 года, после официального венчания, к Ленину присоединилась осуждённая Надежда Крупская. Вместе с ней в Шушенское прибыла её мать, Елизавета Васильевна. Увидев окрепшего зятя, она не смогла сдержать искреннего восклицания: «Эк вас разнесло!».

Почему Ленин отдал Польше Западную Украину и Западную Белоруссию

Эта прямая и властная женщина, которой было около 55 лет, несмотря на слабое здоровье, взяла на себя весь быт молодожёнов. Надежда Константиновна, по собственному признанию, была не слишком приспособлена к хозяйству, и её мать стала незаменимой опорой.

Ленин и теща

Со времен Шушенской ссылки Елизавета Васильевна всюду следовала за Надеждой и ее супругом. Она жила вместе с ними и в период эмиграции. Мало того, Елизавета Васильевна даже умерла в швейцарском Берне, где тогда вели подпольную революционную работу Ленин и Крупская.

Нельзя сказать, что теща ненавидела Владимира Ильича. Елизавета Васильевна даже на венчании настояла, но и особой нежности к нему не питала. Наверное, только она могла сказать так в адрес Ленина: «Эк вас разнесло!». Елизавета Васильевна была единственным человеком в окружении Ульянова, кто мог дать ему отпор, поспорить с ним, отстоять свою независимость. Муж дочери ей был не слишком симпатичен: она считала, что тот не сможет обеспечить Надежду. Ленин, конечно, знал об этом. Несмотря на то, что не сохранилось никаких документов, свидетельствующих об отношениях между Елизаветой Васильевной и Ильичем, об обиде последнего говорят некоторые факты. Например, Ленин очень любил анекдот: «Какое самое большое наказание за двоеженство?» — «Две тещи». А самым сильным ругательством Владимира Ильича считалось: «Три тещи вам за это!».