На Руси нищие организовывали тайные общества, собирались в артели и занимались различными делами.
К примеру, калики-перехожие совершали паломничества, жили милостыней, пропагандировали нравственные и духовные установки, сочиняли и читали стихи. Поскольку они не вели оседлый образ жизни, а странствовали, именно калики часто выступали в роли главного источника новостей в русских населённых пунктах. Интересно, что калики пользовались большим уважением в обществе, их пускали во все дворы и щедро одаривали. Считалось, что их молитва обладает особой силой.
Богомолов и могильщиков можно увидеть и сегодня. Богомолы живут милостыней, собранной у церквей во время христианских праздников, а могильщики – милостыней, которую они собирают во время похоронных процессий. Эти тайные общества нищих привыкли оберегать свою территорию от проникновения на неё посторонних людей. Некоторые богомолы и могильщики зарабатывали серьёзные суммы и начинали заниматься ростовщичеством, снимали квартиры вместо того, чтобы обратиться в ночлежные дома.
Калунами на Руси называли крестьян, которые по разным причинам были лишены возможности жить своим трудом и ремеслом. Калуны отправлялись собирать подать, причём, путешествовали они очень далеко. Стоит отметить, что родные калунские деревни отличались от соседних богатством и зажиточностью. Калуны выезжали в путь, пользуясь особыми повозками, которым специально придавали убогий вид. При этом у калуна был набор костюмов для разыгрывания разных нищенских ролей: солдатская шинель, дырявый кафтан и монашеская ряса.
Иерусалимцы всегда странствовали в чёрных одеждах и просили милостыню «на Святое дело» – на паломничество или на свечку для Киево-Печерской лавры. Они также могли продать горсть «землицы Иорданской». В отличие от богомолов, они не брали мелких сумм – предпочитали иметь дело с купцами и зажиточными людьми. Иерусалимцы, как и калики, пересказывали людям услышанные за время странствий новости и пользовались большим уважением.
Погорельцами называли особую категорию нищих, ряды которых составляли крестьяне, потерявшие дома и хозяйство из-за пожаров. Погорельцы, как и многие другие общества нищих, занимались сбором милостыни. Вот только не все погорельцы реально потеряли в огне всё самое ценное – часто погорельцами называли себя жулики, нанимавшие за деньги «убитую горем семью», чтобы, надавив на жалость, собрать денег. Порой глава общества, услышав о пожаре в ближайшем селе, созывал нищих, выправлял фальшивые документы, после чего «актёры» шли по дворам, прикидываясь жертвами пожара.