03/02/23
ФОТО: Google Maps

Черное море: почему оно считается самым плохим в мире

Черноморское побережье – самый популярный курорт в России, ежегодно принимающий миллионы туристов. И каждый раз пик сезона традиционно сопровождается повальной эпидемией ротавируса и кишечных заболеваний. Однако это неприятное явление, способное в момент испортить весь отпуск и навсегда отбить желание возвращаться на отечественные пляжи Черного моря, – только часть тех опасностей, которые таит в своих толщах этот коварный водоем площадью в 422 000 км².

Самое грязное в мире, Черное море мое!

Черное море считается самым грязным морем в Европе и входит в топ самых загрязненных водоемов мира. Эксперты международного проекта EMBLAS подсчитали, что количество мусора в Черном море вдвое выше, чем в Средиземном: 90 единиц мусора на один квадратный метр против 52 единиц соответственно. Такое «экологически неблагоприятное» состояние морской воды объясняется в первую очередь техногенными факторами.

Наибольший вред экосистеме Черного моря наносит избыточное судоходство, которое по всей акватории измеряется тысячами транспортных средств ежегодно, многие из которых доставляют в порты стран Причерноморья топливо и опасные грузы. К примеру, в одном только 2007 году из-за кораблекрушений во время шторма в Черное море попало 1600 тонн мазута и 6800 тонн серы. А 7 августа 2021 года под Новороссийском при погрузке греческого танкера Minerva Symphony произошел залповый выброс сырой нефти, признанный экологами самой крупной аварией на Юге России за последние 10 лет. В частности, по данным Института космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН) площадь загрязнения морской акватории составила более 80 кв. км, а само нефтяное пятно было вытянуто от берега в открытое море на расстояние 19 км.

Коммунальные и промышленные предприятия 20 европейских стран сбрасывают в морские воды тысячи тонн азота, фосфора и нефтепродуктов. Стоки с минеральными удобрениями и пластик, составляющий 83% всего морского мусора, также активно заносят впадающие в море крупные реки – особенно Дунай, растянувшийся через всю юго-восточную Европу. Усугубляет ситуацию активное прибрежное строительство и браконьерство.

Если же говорить о ротавирусе и других опасных кишечных инфекциях, главным их источником становятся канализационные сети населенных пунктов, крупных отелей и жилищных комплексов, которые отправляются прямиком в море. Здесь стоит отметить, что данная проблема – специфически российская, на черноморских курортах Турции или Болгарии риск кишечного заболевания значительно ниже. А все потому, что очистные сооружения, построенные еще в советское время, минимум полвека назад, находятся в тяжелом аварийном состоянии. И если изначально канализационные сбросы выходили через трубу за сотни метров от берега, где относительно безопасно растворялись, благодаря огромному обеззараживающему слою сероводорода, то сегодня эти обветшавшие, полуразрушенные трубы уже не в состоянии предотвратить загрязнение прибрежных вод. Неудивительно, что Интернет пестрит возмутительными фотографиями с черноморских курортов Краснодара и Кубани, где в воде отчетливо видны коричневые пятна плавающих вблизи берега нечистот. Так, к примеру, в декабре 2020 года Роспотребнадзор обнародовал шокирующие данные о том, что износ очистных сооружений Анапы близок к 100%, а нагрузка на их мощности летом превышает норму вдвое. При этом местные и федеральные власти как-то не спешат реконструировать черноморские канализационные системы, предпочитая неэффективный и устаревший способ очистки хлором.

Скрытая пороховая бочка

Впрочем, как бы ни была разрушительна деятельность человека, есть и независящие от нас природные факторы, которые не только загрязняют воды Черного моря, но и делают его потенциально опасным для всего живого на сотни километров вокруг.

Дело в том, что Черное море обладает уникальным строением: при средней глубине в 1240 м, а местами – свыше 2 км, черноморские воды обитаемы лишь в верхних слоях в 100-150 метров толщиной. Ниже располагается бескислородная «мертвая зона» – так называемая сероводородная «линза» с примесью метана, в которой способны выживать только бактерии. В результате чего в Черном море сложилась такая уникальная экологическая ситуация, ученые точно не знают, придерживаясь двух основных версий.

Согласно первой и самой распространенной, сероводородный слой возник после того, как примерно 7,5 тыс. лет назад образовались проливы Босфор и Дарданеллы. Представлявшее собой в эпоху плейстоцена (около 15 000 лет назад) закрытое пресное озеро огромных размеров, Черное море стало соленым после того, как в результате потепления и таяния льдов воды Средиземного моря поднялись и прорвали Босфорский перешеек, снося на своем пути все живое. Тонны мертвой органики, образовавшейся на черноморском дне в результате тотальной гибели пресноводных растений и животных, а также уничтоженных цунами прибрежных обитателей, начали выделять сероводород, который накапливался в нижних водных слоях, постепенно поднимаясь все выше.

Вторая версия гласит, что источником сероводорода являются особые сульфатредуцирующие бактерии. Так или иначе, в Черном море скопилось более трех миллиардов тонн сероводорода (93% всего морского объема!), который не смешивается с поверхностными слоями воды, отделенными от сероводородной «линзы» холодным промежуточным слоем.

Такое вертикальное расслоение по плотности, солености и температуре, а также отсутствие сильных течений и ветров, препятствует перемешиванию моря и обогащению сероводородных глубин кислородом. Потенциальная опасность заключается в том, что граница между сероводородным и верхним слоем нестабильна и за последние 30 лет поднялась почти на 50 метров, так что в некоторых районах сероводород обнаруживают уже на ничтожной тридцатиметровой глубине.

Подъему сероводорода способствует сейсмическая активность черноморского побережья. Достаточно вспомнить крымское землетрясение 1927 года, в результате которого сероводород вышел на поверхность в окрестностях мыса Тарханкут и воспламенился в нескольких местах из-за ударов молнии – высота таких «факелов» достигала 50 метров. Выбросы гигантских сероводородных пузырей неоднократно фиксировались также в 1990-2000-х годах, да и сегодня в период сильных штормов жители побережья иногда жалуются на сильный запах «тухлых яиц», свойственный сероводороду.

К счастью, сценарий, при котором глубинный сероводородный слой обнажится в результате землетрясения и взорвется, весьма маловероятен. Куда опаснее постепенное обмеление Черного моря и уменьшение притока в него пресной воды из рек – опять же, по причине хозяйственной деятельности человека. Так что пока еще не поздно, ученым самое время задуматься, как предотвратить возможную глобальную экологическую катастрофу.