02/10/23
Иллиюстрация: Опричники в Новгороде/Михаил Авилов

Чëрные мстители Ивана Грозного: зачем они выбрали своим «брендом» метлу и волчью голову

В 1550 году русский царь Иван Грозный отобрал тысячу «лучших слуг», которым раздал подмосковные поместья. За это они должны были всегда находиться под рукой и в нужный момент исполнить любой приказ государя. В период опричнины их стали называть чёрными мстителями. Не узнать таких приспешников главы государства было трудно, ведь они «брендом» выбрали метлу и волчью голову.

Разговор короткий

Затеяв масштабные реформы, царь разделил земли на земщину и опричнину. В первых могли править бояре, а вот во вторых – исключительно сам государь. Он решал, кого казнить, кого миловать. Помогали же ему в этом непростом «ремесле», а также следили за порядком на вверенной территории, опричники – люди проверенные, доказавшие свою верность и зачастую очень даже неглупые. Всего за несколько лет корпус этого войска разросся до 7 тысяч человек.

Вид у царских слуг, обладающих практически неограниченной властью, был устрашающим. Чёрные кафтаны, кони, украшенные чёрной сбруей, а также метла и волчья голова, которой декорировалось седло, оставляли неизгладимое впечатление. Собственно, на этих двух символах выбор Иван Грозный остановил не случайно. Они чётко давали понять, что любой государственный изменник будет по-волчьи «выгрызен» и «выметен» поганой метлой.

Волчья голова могла также напоминать и про метод казни: осужденного зашивали в медвежью шкуру и травили собаками.

Достанется всем

В одном только Новгороде в период репрессий пострадал практически каждый десятый житель (всего – около 10 тысяч человек). Также доставалось и членам семей изменников, их слугам. Но всё же массовой расправы крестьянам избежать удавалось, так как в годы правления Ивана Грозного ощущался острый дефицит рабочих рук. Чтобы исправить удручающее положение, опричники силой увозили крестьян изменника в свою вотчину.

Попадались среди царских слуг и особо практичные. Они не только «перегоняли» мужиков к себе, но и заставляли их разбирать избы и частями перевозить на новое место жительства, где строения потом вновь собирались. Так что опричнину можно рассматривать и как способ решить «трудовой вопрос».