Подобно микрокосму, изба отражала мировоззрение славян, их отношение к сакральному, бытовому и потустороннему. Одним из самых интересных и загадочных мест в жилище был так называемый “черный угол”. В отличие от священного красного угла, он ассоциировался с земным, бытовым, а порой —мистическим и негативным.
Расположение и особенности
Традиционно “черный угол” находился у входной двери, чаще всего в северо-западной или северной части избы. Это место было удалено от печи — основного источника тепла и света, что делало его наиболее холодным и темным участком дома. В курных избах, где дым от печи выходил через дверь, угол часто оказывался закопченным, что вполне оправдывало его название.
Однако “черный” далеко не всегда означал цвет. В славянской культуре это слово также было синонимом понятий “низший”, “земной” или “бытовой”, в противоположность “красному”, который ассоциировался с божественным, священным, небесным. Этнограф Дмитрий Зеленин в своей работе “Восточнославянская этнография” (1927) отмечал, что из-за самого своего местонахождения “черный угол” было предназначен в основном для хозяйственных нужд.
В некоторых регионах, например в Вологодской губернии, его называли “холодный угол” из-за его расположения вдали от печи и близости к сеням — холодному помещению между улицей и жилой частью избы.
Практическая роль
“Черный угол” выполнял важные бытовые функции. Именно здесь обычно хранились хозяйственные принадлежности: ведра, метлы, лопаты, топоры. Здесь же могли стоять корыта для стирки, кадки с водой, чаны для засолки продуктов и т.д. В записях этнографа Николая Харузина (1889) из Архангельской губернии упоминается, что в этом углу крестьяне занимались “грязной” работой: чистили рыбу, разделывали мясо, ремонтировали инструменты. Впрчоем, делалось это исключительно из практических соображений — отсюда легко было выносить мусор или грязную воду.
Кроме того, в некоторых избах угол использовался для хранения дров, а в зимний период сюда могли заносить мелкий сельскохозяйственный инвентарь, чтобы он не промерз на улице. В курных избах, где дым скапливался у входа, этот угол был непригоден для отдыха или трапез, что еще больше закрепило за ним роль хозяйственного пространства.
Мистическая репутация
Помимо бытовой функции, “черный угол” имел и символическое значение. В славянской традиции он ассоциировался с потусторонним миром. По поверьям, зафиксированным этнографом Светланой Жарниковой в книге «Русская изба» (1997), этот угол был местом обитания домового — духа жилища, который, согласно преданиям, любил прятаться у порога. Чтобы задобрить домового, крестьяне оставляли в “черном углу” подношения: хлеб, молоко, монеты. Считалось, что довольный домовой будет охранять дом и хозяйство от бед.
Однако, нередко “черный угол” также воспринимался как место, через которое в дом могли проникать злые духи. Близость к двери, соединяющей избу с внешним миром, делала этот угол своего рода “порогом” между миром живых и миром мертвых. Поэтому крестьяне часто старались защитить его, размещая здесь обереги или читая заговоры при входе в избу.
Такая символика “черного угла” становилась особенно яркой и понятной в сравнении с красным углом, который находился в противоположной части избы, обычно в юго-восточном углу. Красный угол был священным местом, где располагались иконы, лампады и другие религиозные атрибуты. Это был центр духовной жизни семьи, место молитв и проведения обрядов. В то время как красный угол символизировал свет, тепло и божественное начало, "черный угол” олицетворял земное, бытовое, потусторонне и нередко злое.

