30/03/20

«Читал стихи»: как в 1979 году «Альфа» обезвредила террориста в посольстве США

28 марта 1979 года на территорию посольства США в Москве проник террорист. Предъявив «традиционные» требования, преступник пригрозил взорвать здание. Операция по обезвреживанию «любителя поэзии» стала первой операцией, после которой о существовании группы «А» узнали во всем мире.

Террорист в посольстве

Террорист появился в посольстве Соединенных Штатов в Москве около 14 часов 30 минут. Как утверждает Федор Раззаков, автор книги «Жизнь замечательных времен. 1975-1979 гг. Время, события, люди», в консульский отдел посетителя сопроводил второй секретарь по фамилии Прингл. Впрочем, Прингл не догадывался о планах визитера: секретарь был уверен, что у того вполне мирные намерения. Однако неожиданно для сотрудников американского посольства гость продемонстрировал замаскированную под одеждой взрывчатку и потребовал отправить его в любую капиталистическую страну. Спустя полчаса переговоров представители посольства с согласия посла Туна попросили убрать преступника из посольства любым способом.

Еще через 35 минут к зданию посольства прибыли бойцы спецподразделения 7-го управления КГБ. Если верить Михаилу Болтунову, автору издания «АЛЬФА — смерть террору», в переговоры с террористом, выдав себя за сотрудника министерства иностранных дел, вступил командир Группы «А» Геннадий Зайцев. По словам Болтунова, это был первый настоящий террорист, с которым столкнулись «альфовцы». Ситуация усложнялась не только отсутствием у Зайцева и его коллег подобного опыта, но и тем, что преступник явно не шутил. Он велел командиру не подходить к нему слишком близко и не выпускал из рук кольцо, соединенное со взрывчаткой на поясе.

Переговоры и чтение стихов

Как утверждает Сергей Честопруд, автор издания «Юрий Андропов: тайны председателя КГБ», в ходе переговоров преступник представился Юрием Власенко. На тот момент Власенко исполнилось 29 лет, он был уроженцем города Орджоникидзе без определенных занятий. Никаких иных результатов двухчасовая беседа между Геннадием Зайцевым и Юрием Власенко не принесла. Последний лишь повторил свои требования: он хотел, чтобы сотрудники посольства доставили его на автомобиле в аэропорт, откуда он планировал покинуть СССР. Впрочем, Зайцев, поговорив с преступником, пришел к выводу, что тот страдает психическим заболеванием. Впоследствии диагноз террориста подтвердился.

Встречались с Власенко и другие бойцы «Альфы», которым тогда была поручена ликвидация преступника. Роберту Ивону, Владимиру Филимонову, Вадиму Шестакову, Михаилу Картофельникову, Михаилу Романову и Сергею Голову довелось даже послушать стихи в исполнении Юрия Власенко, в которых были такие слова: «Встарь был мрак — и мудрых убивали, Ныне свет, а меньше ль палачей?». По крайней мере именно такие поэтические строки Фридриха Шиллера приводит в своей книге «Тайна президентского дворца», Эдуард Беляев. Примечательно, что в процессе декламации Власенко продолжал удерживать  кольцо, несмотря на то, что его палец побелел.

Смерть преступника

«Альфовцев» торопили. Тем более, что ситуация находилась на контроле у самого Председателя КГБ СССР Юрия Андропова. Группа Зайцева попыталась выкурить Юрия Власенко из помещения с помощью слезоточивого газа. Однако на террориста газ отчего-то не подействовал. Тогда по приказу Андропова бойцы применили против преступника оружие. По утверждению Евгения Додолева, автора книги «Брежнев, почти танкист. Попытка переворота 10 сентября 1982», майор Сергей Голов произвел в террориста выстрелы из бесшумного пистолета. Несмотря на это, Юрий Власенко все-таки умудрился привести в действие взрывное устройство.

Между тем в издании «Люди «А»» Алексея Филатова и ряде других источников вообще не упоминается о том, что «альфовцы» применяли оружие. Филатов пишет лишь, что террорист взорвал бомбу. Впрочем, большинство авторов сходятся во мнении, что в итоге операции, проходившей 28 марта 1979 года в здании посольства США в Москве, пострадал только один человек. И этим человеком был Юрий Власенко. Однако взрыв все-таки оказался сильным: вынесло оконную раму и даже решетку на окне. Власенко тут же отправили в больницу, но он умер еще в карете «Скорой помощи».