05/12/25

ЧП у Карлскруны: как неграмотный штурман завел советскую подлодку в сердце шведского флота

Осенью 1981 года обычный учебный поход дизельной подлодки С-363 Балтийского флота обернулся громким международным скандалом. Субмарина, известная позднее как «Шведский пловец» (за бортовой № 137), совершила то, что не удавалось разведчикам времен холодной войны: на протяжении двух недель блуждала по секретным фарватерам, прошла сквозь минные поля и в итоге… села на мель прямо у главной военно-морской базы Швеции, Карлскруны.

«Слепой» поход

Как следует из материалов расследования, опубликованных лишь в 1993 году, поход с самого начала держался на авосе. Штурман подлодки, старший лейтенант Анатолий Костров, был слабо подготовлен и полагался лишь на счисление пути — примитивный метод, не учитывающий течения и снос. Ситуацию усугубили неотрегулированные секстаны и поломка радиопеленгатора после столкновения с рыбацким тралом, о которой командование умолчало. Комплексом навигационной связи «Пирс» штурман просто не умел пользоваться.

Какие секретные обряды существовали в секте хлыстов

В результате к 28 октября 1981 года подлодка отклонилась от маршрута на рекордные 57 миль. Экипаж, уверенный, что находится в открытом море, спокойно шёл в надводном положении, пока корпус субмарины не заскрежетал по камням шведского архипелага.

«Мы готовились подорвать торпеды»

Осознание ошибки пришло мгновенно. Подлодка легла на левый борт, но осталась на плаву. Вскоре к ней подошли шведские катера, а на ближайшем острове высадился отряд спецназа. Командир С-363 Анатолий Гущин попытался объяснить инцидент «ошибкой в навигации», но на борт шведов не пустил — запрещал устав.

По словам замполита Василия Беседина, обстановка накалилась до предела. Подводники получили приказ быть готовыми к подрыву торпедного арсенала, чтобы секретное оборудование не досталось противнику. Мощность такого взрыва, по оценкам, могла быть сопоставима с ударом по Хиросиме. Со шведской стороны, однако, утверждали, что снайпер держал на прицеле Беседина и тот просто не успел бы отдать роковую команду.

Возникла угроза международного скандала. Спустя несколько дней информагентство ТАСС опубликовало официальное сообщение: советская подлодка в силу ряда причин сбилась с курса. В сообщении признавалось, что навигационные приборы у ПЛ вышли из строя, у команды были ошибки в прокладке курса, плюс вмешалась плохая видимость.

… Несколько дней между Москвой и Стокгольмом шли переговоры по поводу судьбы ПЛ и ее экипажа. В итоге пришли к решению о допросе офицерского состава С-363 без досмотра самой подлодки. В день передачи ТАСС официального сообщения, 6 ноября, субмарина шведами была отбуксирована в нейтральные воды, в дальнейшем ею управлял экипаж ПЛ.

По прибытии ПЛ на базу был устроен «разбор полетов». Начальника штаба 157-й бригады подлодок Иосифа Аврукевича уволили, капитала подлодки Анатолия Гущина, списали на берег. Беседина признали невиновным. СССР заплатил Швеции за буксировку советской ПЛ больше миллиона долларов по курсу 1981 года.