В марте 1970 года Юрий Андропов предложил Леониду Брежневу уничтожить останки Адольфа Гитлера. Советскому генсеку идея понравилась, после чего началась подготовка к проведению секретной операции «Архив».
И тут, и там
Тела Адольфа Гитлера и Евы Браун, найденные 4 мая 1945 года в воронке рядом с входом в бункер, изначально захоронили в Бухе. Позже их выкопали и перевезли в район города Ратенов. А 13 января 1946 года останки тайно перевезли в Магдебург, где закопали во дворе дома №36 по улице Вестендштрассе (по этому адресу располагался отдел армейской контрразведки). Там же оказались погребены Геббельс, его супруга и шестеро детей.
С момента захоронения фюрера до поступления предложения от Андропова прошло 24 года. Но Юрий Владимирович, как ему казалось, смотрел в будущее. На территории Магдебурга расформировывался военный городок, земля передавалась немецким властям под застройку. Понятно, что строители в любом случае наткнулись бы на останки. Дотошность немцев известна во всём мире, а поэтому дело могло дойти и до опознания. Допустить этого нельзя было ни в коем случае. Андропов боялся, что неожиданная находка породит «неонацизм полурелигиозного толка».
Не исключено, что «шефом КГБ» руководили и другие мотивы. На протяжении многих лет во всём мире говорили о «живом Гитлере», что раздражало советское руководство. Уничтожение останков наверняка бы положило конец «теории заговора».
Как по маслу
Правда, Андропов ошибся. В разных концах планеты с завидной регулярностью продолжали появляться люди, которые утверждали – им доводилось встречаться с «мужчиной, похожим на Гитлера». Если верить словам таких «свидетелей», то идеолог нацизма мог жить и в Африке, и в Латинской Америке и даже в Антарктиде.
Оперативники, которые должны были осуществить задуманное Андроповым, прибыли в Магдебург под видом поиска ценных архивных документов. Якобы пойманный преступник «слил» информацию о том, что они зарыты где-то на территории городка.
Легенда выглядела правдоподобной, а поэтому никаких трудностей с достижением цели не последовало. Так как операцию «Архив» признали сверхсекретной, то акт о её проведении был составлен в единственном экземпляре и отправлен в Москву.
В документе говорилось, что останки военных преступников предположительно оказались захоронены в пяти деревянных ящиках, которые успели сгнить и превратиться в труху. Основные мероприятия по изъятию костей прошли в течение ночи и утра 4 апреля 1970 года. Физическое уничтожение же останков оперативники осуществили на рассвете 5 апреля.