Развязка нового витка северокорейского кризиса, начатая по инициативе американского президента Дональда Трампа, явно затянулась. США продолжают активно настаивать на полной денуклеаризации полуострова, с чем КНДР вроде бы соглашается. Но при этом Вашингтон и Пхеньян по разному трактуют это понятие.
Как стало известно журналистам, в ходе второго саммита с лидером Северной Кореи, Ким Чен Ыном, в Ханое глава Белого дома передал коллеге некий документ, который должен показать, что именно Штаты подразумевают под «окончательной денуклеаризацией». И лидеру КНДР он явно не понравился — ведь в нем содержится призыв перевезти ядерное оружие и топливо в Америку.
Расставить все точки над i
По информации агентства Reuters, в англоязычной версии документа, который Трамп передал Ким Чен Ыну, говорится о полном демонтаже ядерной инфраструктуры Северной Кореи, ликвидации программ по созданию биологического и химического оружия, а также баллистических ракет и пусковых установок. Кроме того, Вашингтон призвал Пхеньян представить всеобъемлющую декларацию по своей ядерной программе, остановить строительство любых ядерных объектов и предоставить американским и международным специалистам доступ на уже действующую инфраструктуру.
Неудивительно, что за две недели до публикации Reuters замминистра иностранных дел КНДР Чхве Сон Хи заявила, что Северная Корея рассматривает возможность прекращения переговоров с США по ядерной проблеме. Ведь по сути разговор не ведется в форме диалога – американцы лишь выдвигают свои требования. «У нас нет ни намерения идти на уступки требованиям США в какой-бы то ни было форме, ни тем более желания вести такого рода переговоры», — сказала Чхве Сон Хи.
В ответ госсекретарь Соединенных Штатов Майкл Помпео подчеркнул, что пока Ким Чен Ын не продемонстрировал готовность выполнить обязательства по денуклеаризации Корейского полуострова. Хотя дипломат выразил уверенность, что прилагаемые для этого усилия сдвинут дело с мертвой точки.
Остаться без туза в рукаве
Почему же призывы США, достаточно здравые с точки зрения мирового сообщества, не находят понимания в КНДР? Ответ на этот вопрос кроется в причинах, по которым Северная Корея в принципе запустила свою ядерную программу.
На первый взгляд, для чего вообще «стране-изгою» может понадобиться атомная бомба, как не для физического уничтожения своих оппонентов? США, Япония, Южная Корея — таков шорт-лист стран, по которым, как считают эксперты, с наибольшей вероятность может ударить КНДР. Косвенно о стремлении «бомбануть за океаном» говорит и все увеличивающаяся дальность испытываемых ракет.
Вот только нельзя забывать, что еще во время Корейской войны США всерьез рассматривали возможность сбросить на столицу Северной Кореи и ее окрестности несколько ядерных зарядов, а к разработке собственного ядерного оружия Пхеньян приступил в том числе и потому, что в 1970-е годы Сеул начал секретные работы по созданию собственной бомбы. Так что, вероятнее, ядерные заряды понадобились КНДР не для того, чтобы нападать на своих противников, а чтобы предостеречь их от нападения.
Создавая атомную бомбу, Пхеньян преследовал и другие цели. Оружие для северокорейцев стало важным дипломатическим фактором, который придает КНДР политический вес на мировой арене и даже позволяет манипулировать более мощными в экономическом плане государствами.
Кроме того, ядерная программа помогает Ким Чен Ыну решать внутриполитические задачи. Как оказалось, наличие собственной ракеты, которая способна долететь до империалистических Штатов, — сильный пропагандистский инструмент, одновременно делающий режим популярнее и оправдывающий существующие экономические трудности.
Плюс ко всему ядерные технологии — это не только оружие. Сама программа в Северной Корее преподносится как космическая — по официальной версии, испытания ракет носят мирный характер и производятся с целью изучения Вселенной. Что в какой-то степени может быть правдой. Нужно помнить и о возможности мирного использования атома в энергетике.
Свернуть с проторенного пути
Согласиться на условия Вашингтона для Пхеньяна значит не просто расстаться с ядерным оружием, а потерять куда больше: влияние на общество; хоть и спорный, но авторитет на мировой арене; гарантии безопасности. Если в результате США не прибегнут к непосредственному свержению Ким Чен Ына, как было с Муаммаром Каддафи и Саддамом Хусейном, которые совершили ошибку и согласились на разоружение, то рано или поздно сместить власть будет готов сам северокорейский народ. Ведь режим, пойдя на сделку со Штатами, уже не сможет прибегать к агрессивной риторике и оправдывать проделками врагов имеющиеся в стране проблемы. И тогда даже среди народа с высоким уровнем терпимости неизбежно будет расти недовольство.