Одной из главных повесток недавней встречи Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с Патриархом Константинопольским Варфоломеем в Стамбуле был вопрос возможного предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви. Этой теме уже не первый год уделяется столь пристальное внимание. О самостоятельности Православной Церкви на Украине говорят с момента подписания Беловежских соглашений, подведших черту под распадом СССР.
Какие же права УПЦ дает статус автокефалии? Он предусматривает ее полную независимость от других церквей, закрепляет за ней каноническую территорию и позволяет самостоятельно избирать себе предстоятеля. Кроме того, автокефалия УПЦ станет еще одним шагом на пути Киева к окончательному разрыву всех связей с Москвой. Этому способствует и рост числа сторонников независимости Киевского патриархата.
Борьбу за поместную Церковь начал митрополит Филарет, провозгласив в 1992 году создание отдельной Украинской Православной Церкви Киевского патриархата, за что был предан анафеме руководством РПЦ. В 2008 году президент Украины Виктор Ющенко во время визита Патриарха Варфоломея в Киев попытался убедить его Святейшество признать УПЦ автокефальной, но дело дальше разговоров не пошло. С первых дней пребывания у руля государства о намерении отделить Украинскую Церковь от Русской заявлял и Петр Порошенко.
Пока нет полной ясности к каким итогам привела встреча между двумя Патриархами в Стамбуле. В РПЦ лишь озвучили совместную позицию, заключающуюся в том, что «созданием нового раскола на Украине нельзя уврачевать старый раскол». Правда епископ Константинопольский Эммануил все же заметил, что автокефалия в Украине Варфоломеем фактически одобрена, хотя окончательное решение еще не принято.
По данным украинского фонда «Демократические инициативы», количество верующих, причисляющих себя к Киевскому патриархату, неуклонно растет. Так, если в 2010 году их было 15,1%, то 2017-м стало 26,5%, а вот прихожан Московского патриархата за тот же период, согласно тем же данным, уменьшилось с 23,6% до 12%. Большинство же верующих, судя по опросам, называют себя просто православными.
По мнению многих экспертов, стремление УПЦ к независимости лежит преимущественно не в церковной, а в геополитической плоскости. Укрепление связей с Константинопольским патриархатом, который тесно интегрирован в западное сообщество, позволит нанести ощутимый удар по интересам Кремля, став мощным довеском к череде антироссийских санкций.
Немаловажную роль в этом вопросе играет и внутриполитическая повестка дня в Украине. Алексей Макаркин из Центра политических технологий уверен, что отделение УПЦ от РПЦ – едва ли не последняя возможность Порошенко повысить свой рейтинг в преддверии президентских выборов, который сильно просел на фоне затянувшейся войны на юго-востоке страны и ухудшающегося экономического положения.
А вот для рядовых верующих новый статус Православной Церкви в Украине мало что изменит. Единственные, кто может ощутить новшество, так это воцерковленные прихожане. Эксперт по религиозным вопросам Роман Мельниченко отмечает, что для тех, кто прибегает к услугам Церкви станет проще отправлять обряды и таинства, не опасаясь что-то сделать не по канону.
В том, что Варфоломей примет положительное решение по вопросу независимости УПЦ не сомневаются даже в России. Так, протодиакон Андрей Кураев* прогнозирует, что Константинополь сначала вернет статус Киевской митрополии в своем патриархате, а затем даст ей и автокефалию.
По словам Кураева, воспрепятствовать воплощению в жизнь такого сценария может украинское законодательство, по которому голосовать о смене прихода будут не епископы, а прихожане. Однако очевидно, что политическая власть в Украине сделает все возможное, чтобы такое голосование было в пользу автокефалии.
К чему же может привести создание единой поместной УПЦ? В любом случае это ослабит позиции РПЦ в мировом православии, приведет к потере значительной части своей паствы, а также большого числа приходов на территории Незалежной. По данным Минкультуры Украины, на начало 2017 года Московскому патриархату принадлежало свыше 11 тысяч культовых сооружений, которые обслуживали более 12 тысяч общин верующих.
Учитывая, что уже сейчас представители УПЦ активно захватывают храмы, принадлежащие Московскому патриархату, а также угрожают «москалям» физической расправой в случае, если те не изменят свою конфессию, то с официальным провозглашением автокефалии в Украине РПЦ будет фактически невозможно противостоять церковному рейдерству. Это подтверждают и слова патриарха Киевского Филарета, который заявил, что «никакой собственности РПЦ в Украине нет».
Есть еще один болезненный нюанс. Ведь если сегодня РПЦ официально ведет свою родословную с 988 года, то теперь уже УПЦ будет иметь все основания назвать этот год датой основания своей Церкви. Московскому патриархату придется вести свой отсчет с 1448 года, когда Русская Церковь во главе с московским митрополитом обрела независимость от Константинопольского патриархата.
В РПЦ заявляют, что в случае провозглашения автокефалии в Украине грянет раскол, который по масштабам будет сопоставим с церковным расколом 1054 года, когда Христианство разделилось на две ветви – Православие и Католицизм. А итоги этой трагедии будет расхлебывать еще не одно поколение православных верующих как в Украине, так и в России.
* признан иноагентом в РФ