Военно-морские силы Украины готовятся к полномасштабной вооружённой конфронтации с Россией, заявил 6 июня в интервью газете «Думская» командующий флотом контр-адмирал Алексей Неижпапа*. Поводом для конфликта, по его словам, может стать якобы намерение Москвы вторгнуться в Херсонскую область, чтобы пустить по Северо-Крымскому каналу воду из Днепра на полуостров. Что украинские военные готовы противопоставить российским и чем может закончиться такое противостояние?
Глупость и нагнетание истерии
В беседе с журналистами Неижпапа подчеркнул, что армия Украины готовится к нападению. Раскрыть подробности планов Киева он отказался, но намекнул, что на вооружении у него есть ракеты «Нептун», дальности которых хватит для удара с материковой части страны по Севастополю, где находится штаб Черноморского флота России, .
«Как только мы поймём, что в Крыму начнёт восстанавливаться канал, туда будет вливаться финансовый ресурс Российской империи, то это будет верным сигналом того, что РФ готовится к полномасштабной конфронтации. И тогда нам придётся отвечать на вызовы», — отметил контр-адмирал.
Подобные угрозы, конечно, были восприняты в России с непониманием. В Кремле слова Неижпапа назвали глупостью и нагнетанием истерии. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что заявление главкома ВМС не способствует урегулированию ситуации на юго-востоке Украины. Менее сдержанными оказались парламентарии. Например, председатель комитета крымского парламента по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель назвал высказывание военного бредом. А сенатор от Крыма, вице-адмирал Валерий Куликов призвал украинских военачальников «остудить головы».
Вместе с тем заявления Неижпапы – не первый тревожный звоночек. Антироссийская риторика, ставшая неизменным атрибутом украинской элиты, всё чаще перерастает в запугивание. Не чужды Киеву и провокации – и двух лет не прошло с момента инцидента в Керченском проливе, когда российскими пограничниками были задержаны три корабля ВМС Украины, пытавшиеся незаконно пересечь рубежи России. Так что нельзя полностью исключить вероятность конфронтации.
Чем будет воевать Украина?
После распада СССР Украине, в том числе её флоту, достался огромный боевой потенциал. Однако все постсоветские годы Киев его фактически разбазаривал. Как показал конфликт ноября 2018-го, от него ничего не осталось – настолько беспомощными выглядели украинские артиллерийские катера во время провокации.
В настоящий момент на вооружении ВМС Украины стоит всего три корабля: фрегат «Гетман Сагайдачный», средний десантный корабль «Юрий Олефиренко» и корвет «Винница». Последний – неисправен. Также в составе флота – 15 боевых катеров. «Бердянск», участвовавший в инциденте в Керченском проливе, тоже находится в нерабочем состоянии, «отслужить» он успел всего два года. Ещё пять катеров из того же проекта – новейшего украинского «Гюрза-М» — с 2018 года находятся в строю, однако они вряд ли являются очевидной боевой мощью. Их предназначение — патрулирование приграничных рек, озёр и прибрежной морской зоны, но никак не участие в войне.
Большинство остальных катеров также предназначены для охранения. Это и доставшийся от СССР «Скадовск», и поставленные из США патрульные судна «Славянск» и «Старобельск» типа «Айленд». Более-менее самостоятельной единицей мог бы быть ракетный катер «Прилуки», которому в 2020 году исполнилось 40 лет, однако в 2018-м он лишился пусковых установок противокорабельных ракет – их просто демонтировали.
Ещё у украинского флота есть один десантный и один противодиверсионный катер, у которых, если бы они были людьми, вот-вот мог бы начаться кризис среднего возраста. Остальные суда – корабли управления, тральщики, буксиры и танкеры, а также суда специального назначения.
По сути, воевать Украине на воде нечем, на что после инцидента в Керченском проливе обратили внимание Соединённые Штаты. Спустя какое-то время Белый дом возобновил предоставление военной помощи Киеву и согласовал покупку 16 катеров Mark VI и другого снаряжения на сумму 600 миллионов долларов. Эта сделка стала самой крупной между сторонами в оборонной сфере. Более того, Украина первой получит Mark VI, которые изначально планировалось поставлять только в американские ВМС. Однако пока они на вооружение украинцев не поступили.
Фактически, как это следует из слов Неижпапа, Киев уповает лишь на «Нептун» — дозвуковые маловысотные ракеты, в первую очередь предназначенные для уничтожения кораблей водоизмещением до пяти тысяч тонн, например фрегатов. Но сгодятся они и для поражения наземных целей.
Запускать их можно с кораблей, авиации и наземных установок. Дальность полёта ракеты – 300 километров, высота полёта от 10 до 300 метров. При этом «Нептун» ещё не принят на вооружение – сделать это планируется к осени 2020 года.
Чем ответит Россия?
Впрочем, сообщения об украинской разработке не сильно пугают специалистов. «Этих «Нептунов» пока что буквально один–два. Я смотрел видео применения «Нептуна» по кораблю и могу сказать, что у него нет тех характеристик, о которых заявляют. Такую ракету мы своими системами ПВО в состоянии уничтожить, — заметил в комментарии «Вечерней Москве» военный эксперт Юрий Кнутов.
Тем более что на вооружении 31-й дивизии противовоздушной обороны, которая прикрывает Крым, стоит минимум четыре дивизиона передовых комплексов зенитно-ракетных систем С-400 «Триумф». Эти ЗРК могут поражать цели в радиусе 400 километров на высоте полёта от 15 метров до 30 километров, при этом скорость снарядов врага не имеет значения.
Кроме того, группировка ПВО на полуострове усилена зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-С1», который предназначен для ближнего прикрытия гражданских и военных объектов. То есть, чтобы стать проблемой, «Нептуну» нужно преодолеть два рубежа обороны.
Вместе с тем, в случае удара Вооружённых сил Украины по Крыму российская армия ответит не только по силам, которые будут подтягиваться к Крыму, но и по базам и штабам противника. «Львовская база и другие будут полностью уничтожены», — уверен Кнутов. И бой, прогнозирует эксперт, будет скоротечным. Особенно если учесть возможности Черноморского флота ВМФ России, в состав которого входит 89 надводных кораблей и подводных лодок. Как отметил в комментарии РИА «Новости» командующий Черноморским флотом в 1996-1998 годах и начальник главного штаба ВМФ России в 1998-2005 годах адмирал Виктор Кравченко, против такой силы ВМС Украины могут лишь «поднять шум».
Однако, обращает внимание Кнутов, на сегодняшний день ВСУ не являются украинскими, а «полностью подконтрольны НАТО». Поэтому заявление Неижпапы, по его мнению, скорее отражает настроение тех сил Северного альянса, которые нацелены на усиление давления на Россию. Но как показывает практика, намерение оказать давление не всегда совпадает с готовностью вступиться за своего союзника. Даже статус партнёра расширенных возможностей в НАТО вряд ли поможет Украине, если дело дойдёт до полномасштабного конфликта. Опыт событий в Керченском проливе, опять же, показал, что пока никто из западных партнёров Киева не готов перейти от осуждения к действиям.
* - признан террористом в РФ