В ночь на 8 августа 2008 года началась так называема Пятидневная война, в которой против Грузии на стороне Южной Осетии выступила Россия. Причины начала этого конфликта по-прежнему вызывают споры, как и вопрос о том, кто был инициатором приказа о вводе в Южную Осетию российских войск.
Трудное решение
Грузино-южноосетинский конфликт в тлеющем виде существовал с 1989 года. Накануне августа 2008 года отношения между Тбилиси и Цхинвалом внезапно обострились. Стороны стали обвинять друг друга в обстрелах своих территорий. В ситуацию вынуждена была вмешаться ООН. Ее глава Пан Ги Мун призвал и Грузию, и Южную Осетию сесть за стол переговоров, однако эскалация напряжения зашла слишком далеко.
7 августа в 23:00 президент самопровозглашенной республики Южная Осетия Эдуард Кокойты заявил о начале штурма Цхинвала грузинской армией в составе одной танковой и трех пехотных бригад, а также спецназа Министерства внутренних дел Грузии.
Бывший президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в интервью российским СМИ сообщал, что о начале вторжения Грузии в Южную Осетию узнал в час ночи 8 августа. Его разбудил звонок тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова. «Этот день был одним из самых трудных дней в моей жизни», – признавался Дмитрий Анатольевич.
По словам Медведева, Сердюков докладывал ему о развитии ситуации каждые полчаса и получал от него указания внимательно следить за обстановкой. Спустя 2,5 часа таких контактов стало ясно, что грузинские войска приступили к более активным действиям. Именно тогда Медведев, с его слов, и принял решение применить вооруженные силы Российской Федерации за пределами своих территорий. Такие решение всегда даются нелегко, так как они имеют необратимые последствия, признавался экс-президент.
Дмитрий Анатольевич пояснял, что глубоко ночью грузинская сторона применила ракетное оружие и ввела в бой танки. Это угрожало жизни как гражданского населения Южной Осетии, так и наших миротворцев. Именно после слов Сердюкова о том, что грузинские военные уничтожили палатку с миротворцами, был отдан судьбоносный приказ: «Открывайте ответный огонь на поражение!». Так началась операция российской армии «по принуждению Грузии к миру».
Строго по плану
В некоторых СМИ тиражируется информация, что якобы приказ о применении силы в отношении Грузии отдавал на тот момент премьер-министр страны Владимир Путин. Дмитрий Медведев это отрицает. Он рассказывал, что созвонился с премьером лишь спустя сутки после начала конфликта. Путин в тот момент в качестве почетного гостя находился на Летних Олимпийских Играх в Пекине.
Впоследствии Владимир Путин признавался агентству РИА Новости, что впервые о начале грузино-южноосетинского вооруженного столкновения узнал от пресс-секретаря Дмитрия Пескова, которому эту информацию сообщили журналисты. По поводу телефонных переговоров с президентом Путин заявил следующее: «Что касается звонков, да, я звонил дважды – и Дмитрию Анатольевичу и 7-го, и 8 числа, и министру обороны. Мы обсуждали эту проблему». Однако и Путин, и Медведев отмечают, что в ночь с 7 на 8 августа между ними общения не было.
В беседе с журналистами Владимир Путин также сообщил, что «план отражения грузинской агрессии» был готов задолго до начала конфликта: он был разработан Генштабом в конце 2006 начале 2007 года. План Путин утвердил лично, находясь еще на посту президента России. В соответствии с этим планом, по словам Путина, происходила подготовка южноосетинских ополченцев к боевым действиям.
По официальным данным в ходе Пятидневной войны погибло 67 российских военнослужащих, еще 283 получили ранения. Грузинские военные потеряли 170 убитыми и 1199 ранеными. Кроме того, жертвами этого конфликта стало около 400 мирных жителей с южноосетинской и грузинской сторон. Международная комиссия признала ответственной за разрастание конфликта, как Грузию, так и Россию.