13/12/25

Что считалось самым унизительным для русской женщины

Жизнь женщины в средневековой Руси была заключена в жёсткие рамки, где христианская мораль тесно переплеталась с древними, ещё языческими табу. Нарушение этих правил каралось не только физически, но и через публичное унижение — позор, который ложился клеймом на всю семью. Система этих наказаний была тонким инструментом социального контроля.

«Опростоволоситься»

Самый наглядный символ женского статуса — это её причёска и головной убор. Девушка могла щеголять с открытой косой, но для замужней женщины обнажить волосы на людях было страшным позором. Волосы, заплетённые в две косы и убранные под кику, повойник или платок, становились тайной, доступной лишь мужу. Считалось, что женщина с распущенными волосами притягивает беду — неурожай, мор, болезни.

У русских с какими фамилиями цыганские корни  

Сорвать с замужней женщины головной убор («окосматить» её) было публичным оскорблением, смыть которое было почти невозможно. Отсюда и пошло выражение «опростоволоситься» — то есть опозориться, выставить напоказ то, что должно быть скрыто. За такое «ослушание» женщину могли и избить — и общество воспринимало это как норму, как восстановление попранного мужского и родового авторитета.

Острижение

Если распущенные волосы были позором временным, то лишение волос было клеймом на долгие годы. Эта практика существовала в разных слоях общества. Помещик мог приказать обрезать косу крепостной девке за провинность, превращая её в объект насмешек. Муж или родня стригли волосы жене или дочери за блуд или измену — это был акт публичного отречения, лишения её женской силы и красоты. Короткие волосы становились видимым знаком падшей женщины, её социальной инвалидности.

Общение с посторонними

Если в эпоху языческого славянства жизнь у женщин была достаточно вольная – они могли участвовать в играх, плясках, хороводах, да и на плотские утехи до замужества наши предки славяне смотрели сквозь пальцы, то после прихода христианства русским женщинам (во всяком случае – представительницам высшего сословия) предписывалось целыми днями сидеть в теремах и заниматься, к примеру, рукоделием. Им запрещалось без позволения мужа вступать в разговоры с посторонними людьми, скажем, принимать у себя в тереме гостей, брать от них подарки. Это считалось страшным позором.

Утрата целомудрия

Если в дохристианской Руси физической девственности не придавали особого значения, то с приходом христианства все изменилось. Конкретные наказания за добрачный грех практиковались редко (разве что порка согрешившей девки3 отцом или братом). Но вот ворота дегтем в доме «блудницы» мазали во многих российских регионах. Общественное порицание считалось худшим позором для девушки. В Западной Сибири добрачное сожительство не осуждалось, но унизительным для девицы считалось, если грех нельзя было «покрыть венцом», то есть если ее любовник, согрешив, не мог или отказывался жениться. К наличию или отсутствию девственности в большинстве российских регионов относились очень строго, ведь только если он был у жены первым, мужчина мог быть уверен в своем отцовстве. Также целомудрие считалось гарантией того, что женщина будет верна в браке. Даже на царских свадьбах было принято демонстрировать собравшимся гостям наутро после первой брачной ночи окровавленную рубашку новобрачной. Например, так поступил русский царь Федор Алексеевич, женившись в 1679 году на Агафье Грушецкой, о которой пустили было слух, что она якобы «нечиста». Женщин, вступавших в брак не девственницами, ожидала печальная участь в семье супруга: их всячески унижали, заставляли выполнять самую черную работу. Кроме того, мужья часто периодически их избивали «за позор» и никогда не забывали их греха.