Что немцы делали с родными 7-летнего Юрия Гагарина во время оккупации

Будущий первый космонавт мира Юрий Гагарин появился на свет в деревне Клушино Смоленской области. В годы Великой Отечественной войны этот населённый пункт оккупировали немцы, а, значит, маленькому Юре и его родным пришлось столкнуться лицом к лицу с фашистами.

Незваные гости

Немецкие захватчики вторглись на территорию Советского Союза тогда, когда Юре едва исполнилось 7 лет. Владимир Губарев в своей книге «Тайны Гагарина» писал – семье Гагарины досталось от немцев уже зимой 1941 года. Их выгнали из дома, а отцу Алексею Ивановичу пришлось вырыть в огороде землянку. В ней он вместе с женой и детьми жил почти три года, то есть до прихода Красной Армии.

Всё это время Гагарин-старший, которого не призвали на фронт по состоянию здоровья (у него одна нога была короче другой), трудился на местной мельнице. Оккупанты постоянно принуждали Алексея Ивановича работать на них, но глава семейства старался выискивать способы, чтобы не попасть во вражескую кабалу.

Конечно, за такое поведение захватчики его неоднократно наказывали. Так, Николай Надеждин в своей книге «Юрий Гагарин» описывает случай, когда отец космонавта отказался смолоть зерно женщине, посланной комендатурой, вне очереди. В землянку мужчина вернулся избитым.

Все против оккупантов

При этом Алексей Иванович долго переживал из-за того, что не смог пополнить ряды воинов-красноармейцев. На этом фоне он даже загремел в больницу, из которой вышел спустя два месяца измождённым и исхудавшим. В таком состоянии его признали непригодным даже для службы в тыловых частях.

Но издевались немцы и над другими членами семьи. Супруга Алексея Анна Тимофеевна вспоминала, как однажды немец по имени Альберт, ради забавы повесил на шарфе её младшего сына Бориса. На помощь вовремя пришёл Юра, который позвал на помощь взрослых. После этого будущий космонавт объявил оккупантам тайную войну, начав им всячески вредить. Вместе с друзьями он разбрасывал по дорогам гвозди и битое стекло, забивал выхлопную трубу мотоцикла мусором.