25/01/26

Что немцы сделали с могилой и усадьбой Пушкина во время войны

Святогорский монастырь, где покоится прах Александра Сергеевича Пушкина, был захвачен немецкими войсками 12 июля 1941 года. Три года спустя, отступая, оккупанты обратили в руины весь мемориальный комплекс, а могилу национального гения заминировали с поистине садистской изощренностью.

Лицемерие оккупации: музей под прицелом

К началу войны территория Святогорского монастыря с могилой поэта входила в состав музея-заповедника «Михайловское». Что удивительно, в первые годы оккупации музей… продолжил работу. Немцы даже интересовались творчеством Пушкина — многие солдаты видели немецкую экранизацию «Станционного смотрителя» 1940 года.

Однако культура была лишь прикрытием. Назначенный в 1942 году хранителем лесовод Кузьма Афанасьев был бессилен против систематического грабежа. Обер-фельдфебель Фоссфинкель безнаказанно вывозил из усадьбы антиквариат, картины и книги. А осенью 1943 года, по приказу коменданта Трайбхольца, в Германию на 10 грузовиках отправили всё остальное. К февралю 1944-го «Михайловское» стало военной зоной: для строительства блиндажей была разобрана даже та самая «избушка», где жила няня поэта, Арина Родионовна.

«Туннель смерти» к могиле поэта

Перед отступлением фашисты учинили тотальное разорение. Они сожгли дом-музей и Никольскую церковь, взорвали Успенский храм, а всю территорию усеяли минами. Но самым чудовищным актом вандализма стало минирование некрополя Пушкина.

Рассчитывая на то, что советские бойцы бросятся к святыне в первую очередь, оккупанты подготовили ловушку. Они прорыли 20-метровый замаскированный туннель к подножию могилы, где заложили противотанковые мины и десять 120-килограммовых авиабомб. Само надгробие, обшитое досками, также было заминировано. Это был холодный расчёт на максимальные потери.

Цена разминирования: подвиг и трагедия

«Михайловское» было освобождено ровно через три года, 12 июля 1944-го. .Пока велись работы по обезвреживанию мин, на подступах к некрополю монастыря была установлена табличка: «Могила А. С. Пушкина заминирована. Входить нельзя. Старший лейтенант Старчеус». Ситуация осложнялась тем, что в «Михайловском» фашисты использовали мины, ранее не попадавшиеся советским саперам – бруски из металла длиной 80 см, каждый из которых вмещал 5 кг тротила. У мин имелось по 5 взрывателей, некоторые располагались так, что безопасно извлечь их было практически невозможно. Тем не менее бойцам 12-й инженерно-саперной бригады РВГК удалось благополучно очистить «туннель смерти». Непосредственно же разминированием могилы, по некоторым данным, занимался сапер Анатолий Худышев с напарником (впрочем, его подвиг документально не подтвержден).
«У могилы Пушкина обнаружили противотанковые мины с "сюрпризом". В верхней мине был установлен химический взрыватель, срабатывающий через определенное время, а под ней вторая мина с взрывателем натяжного действия», — вспоминал капитан роты Казаков.
13 июля, когда саперы обезвреживали взрывные устройства, найденные поблизости от могилы Пушкина, произошел взрыв, унесший жизни старшего лейтенанта Владимира Кононова, командира взвода лейтенанта Сергея Покидова, а также семерых других саперов. Всего в монастыре и его окрестностях насчитали около 3000 мин. На протяжении нескольких дней советские граждане продолжали гибнуть от взрывов. О разрушении Пушкинских гор русские не забыли – данное преступление упоминалось на Нюрнбергском процессе в обвинительном списке, зачитанном соратникам Адольфа Гитлера.