Вербное воскресенье – народное название праздника Входа Господня в Иерусалим. Это один из 12 «господских» праздников, дата которого зависит от Пасхи. Празднуется он в шестое воскресенье Великого поста. В этот день Церковь вспоминает, как торжественно был встречен Христос жителями Иерусалима за неделю до Своей смерти.
Народ встречал Царя и Пророка: незадолго до этого в Вифании Он воскресил друга. Лазарь был болен, и его сёстры послали за Христом, но Он, придя, услышал, что болевший уже четыре дня как умер и погребён. И воскресил его, уже поддававшегося тлению.
В дальнейшем Лазарь, боясь фарисеев, ушёл оттуда и прожил еще 30 лет, став первым епископом острова Кипр.
Слух о чудесном воскрешении распространился далеко за пределы Вифании и дошёл до Иерусалима. Потому, когда на другой день Христос вошёл в Иерусалим, Его встречали с почестями, выстилая дорогу одеждами и пальмовыми ветвями. Христос верхом на обычном ослике, которого нашли для Него апостолы, въехал в город – во исполнение ветхозаветного пророчества.
Праздновать память этого события стали ещё первые христиане: упоминания о нём можно найти в святоотеческой литературе III века. Обычно, в этот день совершался торжественный крестный ход, на который люди собирались, держа пальмовые ветви – или вайи.
Потому праздник еще именуется «Неделя ваий». В России в связи с климатическими особенностями, вайи в этот день заменяют вербы – одно из первых цветущих весенних растений. Накануне после вечернего богослужения в наших храмах принято освящать эти веточки вербы – символ обновления жизни, которые многие хранят потом в течение года рядом с иконами.
Однако делать из освящённой вербы фетиша не стоит – ни «лечиться» ею, ни принимать в пищу её не нужно. Это всего лишь символ, не имеющий в себе какого-либо чудодейственного свойства.
Вербное воскресенье – это последняя радость перед Страстной седмицей. Ведь уже через неделю восторженная «осанна» сменится неистовым «распни Его!» из уст того же народа.
Многие из тех, кто встречал Христа с почестями, в скором времени будут издеваться над Ним. И вероятно, вместо «охоты за вербой», в этот день лучше задуматься о том, чего стоит человеческая слава и насколько мы сами способны принять Христа – не только как победителя, но и как распятого, отвергнутого всеми Бога.