Скоро Новый Год. Самым долгожданным его героем является Дед Мороз, он дарит подарки и несет детям радость. Мы привыкли к нему, но знаем о нем не так много, хотя с ним не все так просто.
Сторонники новогоднего мифа твердят, что культ Деда Мороза - чуть ли не древнее всех религий, что он пришёл в нашу жизнь из славянской дохристианской мифологии. Доля истины в этом есть, только вот тот Мороз, который существовал в языческих традициях, был совсем не тем добродушным дедом... Находят этимологию нынешнего Деда Мороза в сказке Одоевского середины XIX века, но расхождения сказочного Мороза Ивановича с культом Деда Мороза нынешнего налицо. Разница хотя бы в том, что в педагогической сказке русского писателя Мороз Иванович является скорее весенним персонажем, но никак не зимним.
Правда в том, что культ Деда Мороза довольно молод. Он пробовал утвердиться в дореволюционной России по аналогии с западным культом Святого Николая, но, не успев окрепнуть, был сломан большевиками. Второе рождение образа произошло в конце 30-х годов, когда в идеологических соображениях было выгодно создать неоязыческий культ Деда Мороза. То есть Дед Мороз был возрожден как орудие пропаганды. Как пример: Дед Мороз на советских открытках 1944 года изображен с трубкой во рту. Что он делает? Изгоняет фашистов.
Представление о том, что подарки в Новый Год приносит Дед Мороз - также достаточно молодо. Дети в конце XIX века были уверены, что ёлки приносит просто Мороз, старый Рупрехт (немецкое влияние культа), но ещё не Дед Мороз. Вообще, существовало представление о том, что тот, кого сегодня мы знаем под именем Деда Мороза, приносил только ёлки, подарки же под них клал не он. В согласии с рождественским елочным мифом, детям обычно говорилось, что подарки посылает младенец Иисус. Понятно теперь, почему в советское время подарки стал приносить сам дедушка Мороз, у которого для этих целей образовался волшебный мешок.
История с родиной Деда Мороза - просто песня. Первым ПМЖ Деда Мороза считался Архангельск. Дедушка обосновался там по инициативе обкома ВЛКСМ, поддержанной тогда, в самом конце 80-х, директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий. Проживал Дед Мороз и в Лапландии, а с 1998 года, по инициативе Юрия Михайловича Лужкова, Дед Мороз получил резиденцию в Великом Устюге.
Понятно, что борьба за то, чтобы называться родиной Деда Мороза выходит за рамки сказочного контекста, тут и производство, и атрибутика, и туризм. Деньги немалые. О чём по-настоящему стоит задуматься, так это о том, что Устюг - родина первого юродивого Христа ради, Прокопия Устюжского, а значит земля намоленная, с глубокой православной традицией.
На Западе как-то проще. Есть Рождество - один из главных христианских праздников. Семейный праздник. Туда же Арчи Ли, гениальный рекламщик "Кока-Колы", примешал культ Санта-Клауса. Он разносит подарки. Его можно помещать на этикетках (потому что изображения детей изображать запретили). Ладно.
У нас Дед Мороз приносит подарки не просто так. Его ещё и дозваться непросто. А потом стишки выученные зачитать. А потом ещё хоровод поводить, взявшись за руки. Хорошо, что кросс бежать детей не заставляют. Наш Дед Мороз только внешне похож на их Санта Клауса, но не больше. Наш Дед Мороз скорее похож на строгого отца или строгого деда. В его мифологии налицо причинно-следственная связь. Хорошо учился, выучил стишок - молодец, на подарок. В счёт идут и отметки в дневнике, и бабушки, переведённые через дорогу. Эдакий ветхозаветный принцип "око за око".
Городской фольклор циничен и беспощаден. То количество шуток о пьяном Деде Морозе, которые бытуют из поколения в поколение, конечно, не на пустом месте появились. Это сейчас event-агенства могут предоставить Дедов Морозов на любой вкус, а раньше роль Деда Мороза исполняли соседи. Один на всех костюм - и пошли по по дворам и подъездам. В каждом доме ещё и нальют. А потом курсируют по усыпанным конфетти сугробам шутки про "Дед Мороз - красный нос", а потом снимают новогодние фильмы, где главный персонаж - жертва алкогольного делирия... Такая вот традиция.
Мифология Снегурочки - ещё более слабая, чем у Деда Мороза. В фольклорном представлении она ассоциируется с переходом из зимы в весну, прыжками через костер, но наша, новогодняя Снегурочка - совсем другая. Она приходит загодя, а потом вместе с детьми зовёт заплутавшего Деда Мороза. Сегодня, как правило, она уже вполне себе зрелая девица, хотя на первых советских ёлках она была девочкой, сверстницей детворы. Никаких особых функций она не выполняет, на волшебство не способна, выполняет роль медиатора между детьми и Дедом Морозом. А после праздника поддерживает своего (нередко захмелевшего) дедушку до машины, или саней, или такси.
Нет, определенно что-то не так с этой традицией, Дедушка Мороз. Какие могут быть возлияния и праздник живота в Рождественский пост? Хорошо, признаю, у нас свобода вероисповедания и прочие блага демократического порядка, но как тебе, дедушка, статистика преступлений, алкогольных токсикозов, квартирных краж и глобальная тяга к излишествам нехорошим в новогодние праздники? Да, ты, конечно, не в ответе за всех, Дедушка Мороз, да и культ самого себя - не твоего волшебства дело, но всё-таки.
Всё больше убеждаюсь,что столько чуши как здесь, не читал нигде. Искажение истории — даже несмешно…