Недавно в канадском парламенте выступил 98-летний член СС «Галичина» Ярослав Хунка (Гунько) с речью в поддержку украинских неонацистов. Его обращение завершилось бурными аплодисментами со стороны депутатов Канады, премьер-министра страны Джастина Трюдо и президента Украины Владимира Зеленского. Представляли же Гунько как «ветерана борьбы против русских в годы Второй мировой войны». Но таким ли «храбрым воином» был когда-то старый недобиток? Чтобы понять это, достаточно вспомнить, что осталось от его дивизии после первого же боя с Красной Армией.
Немецкие офицеры, украинские солдаты
Создать украинскую дивизию СС немцы всерьёз решили после поражения в Сталинградской битве. Ряды фашистов требовалось срочно пополнять, а поэтому была предпринята попытка делать это за счёт добровольцев с оккупированных советских территорий.
Первым таким формированием в СС стала 14-я дивизия «Галичина», состоящая из украинцев. Вступить в подразделение могли только те, кто уже находился на службе в нацистских подразделениях. Уже к лету 1944 в дивизии состояло более 15 тысяч человек. При этом прослеживались определённые проблемы с дисциплиной. Немецкие командиры постоянно конфликтовали с украинскими рядовыми, а языковой барьер явно не способствовал укреплению отношений. Делались, конечно, попытки по «онемечиванию» украинских перебежчиков, но они ни к чему не приводили. Так что вплоть до июля 1944 года дивизию применяли исключительно в борьбе против советских партизан и для массовых убийств мирного населения.
Понятно, что долго так продолжаться не могло. К лету красноармейцы подошли к Западной Украине, а поэтому дивизии предстояло впервые проявить себя на фронте.
Первый бой
Встретить наступление советских солдат подразделению требовалось под городком Броды. На этот раз им предстояло противостоять настоящим военным, а не беззащитным мирным жителям. Поэтому неудивительно, что уже 18 июля немцы вместе с «Галичиной» попали в окружение.
Красной Армии оставалось только планомерно уничтожать нацистов в "котле". Но всë-таки кому-то удалось вырваться. Майор Вермахта Вольф-Дитрих Гайке в своих мемуарах писал, что таких счастливчиков оказалось не более 500.
Бои под Бродами завершились к 22 июля. За это время погибло более 30 тысяч немецких военнослужащих, а ещё 17 тысяч оказались в плену. Если же говорить конкретно о разбитой дивизии, было убито, ранено, а также пропало без вести и дезертировало почти 11 тысяч военнослужащих.
После такого дебюта немецкое командование решило не давать подразделению второго шанса. В дивизию вскоре вновь набрали солдат, но отныне решили прибегать к их «услугам» лишь для борьбы с партизанами или для подавления Словацкого восстания в 1944 году. В открытые масштабные бои «Галичина» больше не вступала.