19 января (6 января по старому стилю) православные христиане всего мира празднуют великий праздник – Крещение Господне, также называемый Богоявление. Такое название он получил потому, что в самый момент Крещения произошло чудо: когда Пророк и Предтеча Иоанн на реке Иордан крестил Спасителя, на него с небес в облике голубя сошел Святой Дух и раздавшийся с небес голос назвал Христа своим сыном. Это удивительное, уникальное событие, когда миру явилась Святая Троица (Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой) описано у всех четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Обязательно ли погружаться в прорубь на Крещение
Церковь единодушна в этом вопросе: на Крещение вовсе не обязательно погружаться в воду. Каждый христианин в детском или уже взрослом возрасте уже принял таинство крещения, погружаясь в церковную купель.
Если человек окунается в прорубь на Крещение Господне, он никоим образом не смывает с себя грехи и, конечно же, не крестится вновь. Раньше на Руси так вообще не делали, да и церковь этого не требует. Гораздо важнее то, что во время этого праздника освящается вся вода, в том числе и в реках. Этот глубоко символический акт напоминает людям о великой сущности Бога: Господь находится везде, в небесной выси и в глубинах морей, заполняя собой всю Вселенную.
Для каждого человека в этот день гораздо важнее пойти на службу в церковь, а главное, задуматься о значении великого праздника для всех христиан и для себя лично. Как и всякий христианский праздник, Крещение больше взывает к духу, нежели к телу, поэтому само купание в ледяной воде не имеет для духовного очищения ровно никакого значения.
С другой стороны, православная церковь не имеет ничего против этой сравнительно молодой традиции. Она закаляет, укрепляет иммунные силы организма, а значит, идет на пользу, а не во вред. Но не стоит рисковать своим здоровьем, желая «достичь духовного очищения» путем купания в проруби. Если человек не вполне здоров, окунаться в ледяную воду вообще не стоит. Это чревато новым недугом, но никак не духовным очищением.
Вред от крещенского купания
Несмотря на, в общем, лояльное отношение церкви к этому новомодному веянию, традиция окунаться в прорубь на Крещение имеет и отрицательные стороны. Многие люди по неведению сначала активно участвуют во всевозможных языческих игрищах (гадают в Крещенский Сочельник или рядятся в зверей и ходят по домам с песнями и плясками), а после этого одним купанием в проруби хотят не только снять с себя все грехи, но и получить какое-то особое благословение. С церковной точки зрения это серьезное заблуждение.
Протоиерей Константин Островский (Красногорск) негативно относится к этому модному поветрию. Он объясняет, что вся освященная на Крещение вода приносит благодать. Ее можно и каплю испить, чтобы приобщиться ко всему празднующему христианскому миру. Глубоко наивен тот, кто думает, что окунувшись в ледяную речную или озерную воду, получает большее благословение. Этим он даже в какой-то мере впадает в грех гордыни.
Более того, попытка свести праздник Крещения Господня к одному только окунанию в прорубленное во льду отверстие является чем-то языческим. Особенно это печально, если человек после купания идет домой, садится за праздничный стол и пьет водку. Это самое настоящее язычество, когда высокий духовный смысл праздника сужается до внешней атрибутики. На Крещение полагается открывать свою душу Господу и преисполняться благоговением перед Его величием, а вовсе не демонстрировать собственное благочестие окружающим.
Пост требует усилие ради Бога и окунание в проруби тоже требует усилие ради Бога. Так что окунание в проруби приносит пользу не только телу ,но и духу.