Бомбардировка Берлина в 1941 году – одно из самых значимых событий начала Великой Отечественной войны. Благодаря ему в СССР появилось еще 10 Героев. Однако не все летчики вернулись домой. Некоторые пропали без вести, а информация об обстоятельствах их гибели пришла уже после победы.
Бомбардировка Берлина
Как утверждают авторы энциклопедического словаря «Великая Отечественная война, 1941-1945 гг.» Андрей Голубев и Дмитрий Лобанов, 27 июля 1941 года, то есть всего через месяц после нападения на Советский Союза гитлеровской Германии, 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота Иосиф Сталин приказал нанести бомбовый удар по Берлину. Первые бомбардировщики Ил-4, которые в те годы считались лучшими в своем классе, вылетели на Берлин вечером 7 августа 1941 года с аэродрома Кагул, располагавшегося на острове Эзель. Для последующих бомбардировок немецкой столицы использовались бомбардировщики Пе-8, Ер-2 и другие самолеты, которые взлетали уже с аэродрома Пушкин под Ленинградом.
Всего, по данным Петра Иванова, автора издания «Крылья над морем», летчики произвели 86 самолето-вылетов, при этом 33 самолета дошли до Берлина, остальные бомбили Штеттин, Мемель, Данциг, Кольберг, Свинемюнде. За это время, как пишут В.Д. Доценко и Г.М. Гетманец в книге «Флот в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» на столицу Германии было сброшено свыше 36 тонн бомб и сотни тысяч листовок, текст которых должен был дестабилизировать обстановку на родине противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года за участие в бомбардировках Берлина 10 летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза, многие члены экипажей были награждены орденами и медалями.
Потери и их причины
Однако не все советские летчики вернулись домой. Если верить Борису Проказову, автору издания «Великая Отечественная война», во время налетов на Берлин Советский Союз лишился 17 самолетов и 7 экипажей. Из 17 машин 7 разбилось при посадке и взлете, а 2 потерпели аварию на перелете. Так, по словам авторов сборника «1941. Забытые победы Красной Армии» (Владислава Гончарова, Мирослава Морозова, Арвидаса Жардинскаса и других), при ночной посадке на аэродроме Кагул в полном составе погибли экипажи лейтенантов Кравченко и Александрова. Еще один Ил разбился при вынужденной посадке у деревни Плешевицы. Его над линией фронта повредил свой же И-153.
Некоторые потери произошли по вине командования. Николай Кузнецов в своей книге «Адмирал флота» писал, что однажды Верховный Главнокомандующий задался вопросом о том, нельзя ли вместо 500-килограммовой или двух бомб по 250 килограммов взять с собой две пятисотки. Кузнецов возражал, утверждая, что такая нагрузка для самолетов недопустима. Тогда в Ставку пригласили летчика-испытателя Коккинаки, отлично знавшего ДБ-3. Коккинаки заявил, что нет ничего невозможного. В результате 20 августа разбился ДБ-3 Гречишникова, пытавшийся взлететь с ФАБ-1000. Но если экипаж Грешникова не пострадал, то экипаж Богачева, взяв две ФАБ-500, погиб.
Пропавшие без вести
Были среди экипажей упомянутых самолетов и других боевых машин, и пропавшие без вести. Сведения о некоторых из них пришли уже после войны. Так, не вернулись на аэродром Пушкин экипажи Панфилова и Степанова. Владимир Воронов в своей книге «Рассекречено» упоминает Ер-2 Степанова лишь вскользь, так как он, по словам автора, просто исчез. Михаил Кудинов, автор книги «Небо вторжения. Горячее лето 1941 года», пишет о том, что обстоятельства гибели Ер-2 Степанова так и остались неизвестны. Однако Николай Якубович на страницах издания «Наша авиация в 1941 году. Причины катастрофы» уверенно заявляет о том, что самолет Степанова взорвался над целью.
А вот тайна исчезновения экипажа Панфилова была раскрыта благодаря информации, полученной из Финляндии уже после победы. По крайней мере, так утверждает автор издания «Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. 1941-1945» Михаил Жирохов. По словам Жирохова, по пути на Берлин самолет был обстрелян немецкими зенитками. Панфилов решил сбросить бомбы и лететь обратно, однако отказали моторы. Пришлось совершать вынужденную посадку в лесу неподалеку от местечка Ланинярвелле. Посадка оказалась неудачной: погиб сам лейтенант Панфилов и еще 5 членов экипажа. Остальные были взяты в плен.