В 1969 году остров Даманский на реке Уссури стал местом пограничного конфликта между еще вчера «братскими» социалистическими странами — Советским Союзом и Китайской Народной Республикой. Многое из того, что делали китайцы, не поддается рациональному объяснению.
Кулачные бои с цитатниками в руках
Остров площадью 730 тыс. м2 по-китайски называется Чжэньбао, что в переводе значит «Сокровище». Почему его так назвали, неизвестно — никакого хозяйственного значения эта полоска суши не имеет. Территориальный спор из-за острова возник в середине 1960-х, когда вопреки первоначальному договору о границе пекинские власти принялись утверждать, что данный клочок земли принадлежит им. Одним из аргументов было то, что в засуху остров часто соединяется с береговой линией КНР.
Китайцы стали регулярно устраивать провокации — выходили на остров, демонстрируя, что он якобы принадлежит им. Поначалу к этим акциям привлекали местных крестьян. Например, в 1965 году остров вспахали тракторами. Впоследствии для провокаций стали использовать хунвейбинов — молодых последователей «великого кормчего». Выходя на Даманский, они кричали, ругались, размахивали цитатниками Мао и до хрипоты скандировали его высказывания. Подобное повторялось в 1967—1969 годах чуть ли не каждую неделю. Часто между хунвейбинами и советскими пограничниками завязывались кулачные бои — несмотря на численный перевес и изворотливость китайцев, победителями из схваток неизменно выходили русские.
Огонь из всех стволов
Весной 1969 года дошло до применения оружия. В ночь на 2 марта 300 китайцев (по другим данным, 700), одетых в белые маскировочные халаты, заняли позиции на острове. В ответ на требования советских пограничников уйти китайцы открыли по ним огонь из минометов, гранатометов и крупнокалиберных пулемётов. Не без помощи подоспевших жителей села Нижне-Михайловка пограничники отразили нападение. Китайцы бежали с острова, теряя шапки и рукавицы. С советской стороны тогда погибло 32 человека.
Боевые действия повторились 15 марта — на этот раз в ходе многочасового боя остров переходил из рук в руки 8 раз. Советское правительство назвало произошедшее «бандитским налетом» и «провокацией маоистской военщины».
Зверства китайцев
Во время первой вылазки на Даманский китайцы добивали раненых с особой жестокостью. «Осмотром и заключением врачебной медицинской комиссии, освидетельствовавшей трупы убитых советских пограничников, установлено, что китайцы расстреливали раненых в упор, наносили удары штыками. Лица некоторых убитых советских пограничников были изуродованы до неузнаваемости», — писали советские издания 8 марта 1969 года.
Рядовой Василий Вишневский вспоминал, что у некоторых его сослуживцев были выколоты глаза, и признавался, что от увиденного волосы вставали дыбом.
Возможно, китайцы не стали бы так зверствовать, если бы не были пьяны — после боя русские, помимо китайского военного снаряжения, обнаружили фляги из-под водки, которые были у каждого солдата НОАК.
Особенно печально сложилась судьба захваченного в плен 22-летнего ефрейтора Павла Акулова — китайцы жестоко пытали его, а затем расстреляли. Труп Акулова был сброшен с вертолета на советскую территорию через месяц после столкновения — в апреле 1969 года (по другой версии, его обменяли на останки одного из китайцев). На теле Павла было 28 отверстий от ударов штыками, а волосы на голове были вырваны с корнем. Немногие оставшиеся клочки волос поседели. Есть свидетельства, что Акулова держали в железной клетке, показывая его толпам хунвейбинов.
Вплоть до сентября 1969 года китайцы еще неоднократно пытались попасть на остров, но их встречал огонь из артиллерийской установки «Град». Провокации имели место и на других участках границы, в частности, у озера Жаланашколь.
В 1969 году Советскому Союзу удалось сохранить статус-кво, заключив соглашение с КНР, но по прошествии двух десятков лет Китай добился своего — в 1991 году Москва признала суверенитет КНР над островом. Сейчас на Чжэньбао постоянно размещаются китайские казармы.