То, что на экране мы видим далеко не всё, изначально задуманное — для кинематографа обычное дело. Снимается не всё, что написано в сценарии, далеко не всё отснятое монтируется, а то, что вышло из монтажной еще и сокращается. Чаще всего фильм режут, чтобы уложиться в хронометраж, но порой укоротить «помогают» цензоры. В наше время обычно, кроме прокатной версии выходит и режиссерская, более полная, и истинные ценители предпочитают смотреть ее. Ранее режиссерских версий не было, и нам уже не увидеть многие шедевры мирового кинематографа в первозданном виде. Узнать изначальный замысел иногда помогает чтение сценария.
Сценарий фильма «Неуловимые мстители» и его продолжений не опубликован. Впрочем, в процессе съемок так много менялось, что и чтение сценария не помогло бы восстановить первоначальный замысел. Остались лишь рассказы тех, кто принимал непосредственное участие в работе над фильмом.
Есть ещё книги Федора Раззакова «Неуловимые мстители» и «Новые приключения неуловимых». Но принимая во внимание, что сам автор на съёмках не был, а также то, что, у него не упоминаются целые эпизоды, которые мы видим на экране, относиться к его информации надо осторожно.
В Советском Союзе эротики нет!
Любителям фильма будет интересно узнать, что в начале картины Ксанку выдавали не за сестру Даньки, а за младшего брата. В первой сцене, где она борется с Яшкой, она ещё «мальчик». Раскрыл её секрет Яшка, когда случайно увидел, как она выходит из воды после купания.
По словам оператора фильма Федора Добронравова, сцена была совершенно невинная и очень красивая. Учитывая возраст актрисы, в это легко поверить. Далее, по замыслу создателей, отдельными кадрами, на уровне взглядов, было показано зарождение юношеской любви цыгана к девушке. Но сцену вырезала цензура, включая и все «взгляды и вздохи».
В книге Федора Раззакова упоминается, что при съемках «Новых приключений» была и сцена на пляже, где Ксанка и Яшка купались, загорали, говорили, в том числе, и о личном. А потом оделись (!) и пошли искать Даньку у карусельщика. Сцена в фильм не вошла.
Цыганская свадьба
Во второй части фильма, многие зрители обращали внимание, что когда Даньку вызволяли из тюрьмы, то в этом участвовал только Яшка. Валерка в это время был в бильярдной, а вот где была Ксанка — непонятно. На самом деле все становится ясно, если внимательно смотреть эпизод с цыганской свадьбой. Снимался он долго, несколько дней, и сил впустую было потрачено много.
Во-первых, медведь не хотел работать, и почти все пришлось выкинуть. Да и остальное изрядно «почикали». Дело в том, что в первоначальном варианте фильма освобождать Даньку с цыганами пошли втроем. Кроме Яшки, которого все помнят, в бородатом, лихо отплясывающем цыгане можно узнать Бубу. А среди молоденьких цыганок, мы видим переодетую Ксанку, ее задача как раз и заключается в том, чтобы заменить Даньку на медведя. Ксанку легко узнать, когда она гадает офицеру по руке.
Знакомые все лица
Когда снимается несколько серий фильма, работает не только основной актерский состав. Для эпизодических ролей приглашаются те же самые артисты. Хорошо, когда их персонаж продолжает «жить» в следующей серии, но если нет, то не беда.
Во второй части фильма, мы видим, что «отец-философ», с которым общался Яшка в трактире, судя по всему, выжил, и превратился в конферансье ресторана «Палас». Как легко заметить, обе роли играет Владимир Белокуров. Менее заметен актёр Иван Савкин, который в первом фильме командует штабом Буденного, а во второй части появляется на экране в роли афериста в котелке и с бакенбардами.
Ещё очень интересно разглядывать лица «бурнашей», в сцене погони за Яшкой, а потом и за поездом. Если посмотреть ленту с хорошим качеством изображения, и на стоп-кадрах, то в числе бандитов можно различить... Виктора Косых, Василия Васильева, Михаила Метелкина и Валю Курдюкову. Актеров, которые бы могли скакать на лошадях, не хватало, и «мстители» гонялись сами за собой. Особенно бросается в глаза Яшка, благодаря характерной внешности.
Актер профессия опасная
Во время съемок «Неуловимых» опыта трюковых съемок ещё было мало и многие сцены юные актеры выполняли сами, без каскадеров. Что, порой, было крайне рискованно.
В первой части фильма, в сцене, где Данька останавливает понесших лошадей, все выглядит очень натурально. Видно, что актер выполняет трюк сам. Как вспоминал впоследствии Виктор Косых, он чудом выжил, потому что лошадей остановить не смог, и попал под колеса. К счастью, отделался почти испугом.
Сильно испугаться пришлось и Валерке, в сцене, когда он, стоя на лестнице, перелетает с одного дома на другой. Во время съёмок лестница остановилась в воздухе, стала раскачиваться. А рядом были троллейбусные провода. Внизу спешно натянули сетку, и актеру пришлось прыгать. Все обошлось.