Что Сталин сделал бы с Гитлером, если бы взял его в плен

В первый день войны – 22 июня 1941 года – Вячеслав Молотов в своём заявлении подчеркнул, что вся ответственность за нападение на СССР лежит на нацистском правительстве, а германское руководство должно понести уголовную ответственность. Об этом же говорилось и в Московской декларации 1 ноября 1943 года, которая предусматривала передачу фашистов в те страны, где они совершали преступления. Но многих историков всегда волновал вопрос будущего Адольфа Гитлера в том случае, если бы он попал в советский плен.

Казнить нельзя помиловать

Вопрос судьбы военных преступников в годы Великой Отечественной войны поднимался регулярно, но значительно чаще уже после того, как в конфликте наметился коренной перелом. Так, в ходе Тегеранской конференции Иосиф Сталин с непроницаемым лицом пошутил, что следует казнить всех генералов и офицеров.

Правда, их численность достигала тогда 50 тысяч. Шутку поддержал президент Рузвельт, предложивший расправиться с 49,5 тыс. человек. А Черчилль взывал коллег к «английскому чувству справедливости», предлагая расстрелять 41 высшего партийного деятеля Рейха.

На самом же деле вождь народов выступал за применение международно-правовых форм наказания, а не призывал к «уличной расправе». И это при условии, что советского лидера считали жестоким диктатором!

Суд идёт!

Германия как единое государство должно было перестать существовать. Например, Черчилль видел на месте южных немецких провинций после краха Третьего Рейха Дунайскую конфедерацию. А Рузвельт планировал поделить страну на пять независимых государств. Сталин же считал, что такое разделение в будущем вовсе не гарантирует отсутствие возможности для объедения и начала новой войны.

Иосиф Виссарионович предлагал сконцентрировать усилия на наказании нацистских преступников, а не на разделе территории. Его интересовало будущее Рудольфа Гесса, которому удалось вылететь в 1941 году в Великобританию. Существует версия, что в Англии он планировал заключить сепаратный мир. Косвенно это подтверждается тем, что Черчилль всегда уклонялся от ответа о контактах с Гессом и его выдаче для суда в Нюрнберге.

На Ялтинской конференции 1945 года лидера нацистской Германии заочно приговорили к смерти, хотя Сталин продолжал настаивать на трибунале. Судебный процесс над Гитлером требовалось сделать максимально закрытым, чтобы он не сумел выставить себя мучеником. Но окончательную точку в спорах мировых лидеров относительно определения наказания поставило самоубийство Гитлера.