Долгое время последним советским генералом, попавшим в немецкий плен, считался Илья Любовцев. Другой же генерал, Владимир Максимов, числился в списках пропавших без вести. Однако на самом деле именно ему и суждено было занять место Любовцева.
До Великой Отечественной войны
Как указано в сборнике документов «Ярославцы в годы Великой Отечественной войны» (Ярославское книжное издательство, 1960 год), Владимир Константинович Максимов родился в 1899 году в городе Рыбинске. Свою военную карьеру Максимов начал 15-летним юношей. Именно в этом возрасте он поступил на службу рядовым в царскую армию. Юноше довелось побывать на фронтах Первой мировой войны, он был ранен и контужен. Несмотря на ранения, после революции Владимир Максимов оказался в числе добровольцев уже Рабоче-крестьянской Красной Армии и принял участие в Гражданской войне, после чего служил в 10-й стрелковой дивизии Ленинградского военного округа.
В 1930-х годах многие военнослужащие 10-й стрелковой дивизии подверглись репрессиям. Не обошли вниманием и Максимова. В августе 1938 года, как утверждают Арарат Григорян, Владимир Мильбах и Александр Чернавский, авторы издания «Политические репрессии командно-начальствующего состава (1937–1938)», Владимир Константинович был взят под стражу в связи с подозрениями в контрреволюционной деятельности. Однако спустя несколько месяцев, после разбирательства по делу, Максимов был освобожден из тюрьмы и продолжил службу. Незадолго до нападения гитлеровской Германии на Советский Союз Максимов был назначен на должность помощника командира полка по материальному снабжению в Прибалтике.
Герой, пропавший без вести
В начале Великой Отечественной войны Владимир Максимов, командовавший к тому моменту 533-м стрелковым полком 128-й стрелковой дивизии, в ходе Прибалтийской стратегической оборонительной операции оказался в окружении, но сумел с боем вырваться из него. Позже, как пишут Юрий Беляков и Вениамин Попов в своей книге «Герои земли Ярославской», Максимов возглавил атаку 942-го полка, который освободил уже занятый противником город Пушкинские Горы. После ранения он участвовал в обороне Ленинграда, снова был тяжело ранен, но вновь вернулся в строй. Владимир Константинович воевал на Ленинградском, Воронежском, Центральном фронтах, отличился в нескольких операциях советских войск.
Однако, если верить Ростиславу Евдокимову, автору издания «Людские потери СССР в период Второй Мировой войны», Максимов особенно отличился, когда командовал 24-й гвардейской механизированной бригадой, форсировавшей Днепр. Тогда, в 1943 году, он был удостоен звания Героя Советского Союза. Военачальник был еще не раз ранен, но сумел во время войны окончить курсы усовершенствования командного состава при Военной академии бронетанковых и механизированных войск имени Сталина, получить звание генерал-майора танковых войск, вернуться на фронт и дойти до Берлина. Именно во время Берлинской наступательной операции генерал Максимов исчез. Долгое время он числился в списках пропавших без вести.
Правда о гибели генерала
По крайней мере, по данным Юрия Белякова и Вениамина Попова, в учетно-послужной карточке генерала Владимира Максимова было записано: «30 апреля 1945 года попал в окружение и пропал без вести». Была также версия о том, что военачальник погиб еще 19 апреля 1945 года на подступах к Берлину. Именно такие сведения приводит на страницах своей книги «Высший командный состав Красной Армии в годы Второй Мировой войны» Александр Печенкин. Мало того, аналогичная информация была размещена в двухтомном биографическом словаре «Герои Советского Союза» (Воениздат, 1987-1988 гг.). Согласно третьей версии событий, Максимов погиб 17 мая того же года.
Однако на самом деле, как пишет Виталий Феськов в своей книге «Красная Армия в победах и поражениях, 1941-1945 гг.», Владимир Максимов оказался последним советским генералом, попавшим в плен во время Великой Отечественной войны. Максимов оказался в плену в бессознательном состоянии: в бою он был в очередной раз тяжело ранен. Владимир Константинович был помещен в лагерь Циттау, откуда 8 мая 1945 года его освободили. Однако состояние Максимова оставляло желать лучшего: у него были ампутированы обе ноги. Вскоре генерал скончался. Он был похоронен в Бунцлау (Болеславец) возле могилы, где покоятся останки тела фельдмаршала Кутузова после его бальзамирования.