В истории космонавтики есть страницы, которые долгое время были скрыты под грифом «Совершенно секретно». Одна из самых невероятных — загадочное явление, свидетелями которого в 1985 году стал экипаж орбитальной станции «Салют-7». Несмотря на то, что аналогичные видения фиксировали и американские астронавты, в СССР об этом предпочитали молчать.
Обитель в космосе
Станция «Салют-7», выведенная на орбиту в 1982 году, стала настоящим научным форпостом. Она была оснащена уникальной аппаратурой: от рентгеновского телескопа РТ-4М до французской фотоаппаратуры «Пирамиг» для изучения космоса. Именно космос и преподнес экипажу неожиданный сюрприз, не вписывающийся ни в один научный отчет.
В феврале 1984 года на станцию отправился экипаж в составе командира Леонида Кизима, бортинженера Владимира Соловьева и космонавта-исследователя Олега Атькова. Позже к ним присоединились Светлана Савицкая, Игорь Волк и Владимир Джанибеков. Именно этой шестерке предстояло стать свидетелями события, которое в Центре управления полетами предпочли бы не афишировать.
Оранжевый туман и семь гигантов
На 155-й день полета, как описывает в своей книге «100 великих мистических тайн» Анатолий Бернацкий, произошло необъяснимое. Командир экипажа Леонид Кизим передал на Землю сообщение о внезапно появившемся на пути станции оранжевом облаке.
Запретное мясо у мусульман и иудеев: что на самом деле не так со свининой
Чудеса на орбите
О подобных явлениях в то время говорить было запрещено. Поэтому неудивительно, что отчет космонавтов сразу оказался в папке под грифом «Совершенно секретно». Однако на самом деле странные происшествия в космосе, которые так и не смогла объяснить наука, никогда не были редкостью. Например, Владислав Волков сообщал, что слышал доносящийся из темноты лай собаки. «Мне почудилось, что это голос нашей Лайки (собаки, погибшей на орбите)» — говорил Волков. Потом космонавт отчетливо услышал плач ребенка и чьи-то голоса. Георгий Гречко вспоминал, что, когда он пролетал над мысом Горн, где в древности разбивалось множество кораблей, им овладело неприятное чувство опасности, от которого он еле избавился.
Юрий Гагарин, как, впрочем, и Гречко, а также другие космонавты, упоминал о музыке, похожей на электронную, которую он слышал, находясь на орбите. Как пишет Антон Первушин в своей книге «Космическая мифология», космонавт-испытатель Сергей Кричевский, во многом благодаря которому специалисты обратили внимание на эту тему, называл подобные видения «эффектом Соляриса» с отсылкой к одноименному роману Станислава Лема 1961 года. Большинство космонавтов ощутили «эффект Соляриса» на себе, когда, оказавшись на орбите, «перевоплощались» в другие сущности. А космонавт Валентин Лебедев в своих мемуарах поведал о «вспышках в глазах». Впрочем, это явление ученые уже объяснили: данный феномен связан с пролетом высокоэнергетических космических частиц сквозь глазное яблоко.

