Фамилии жителей России славятся своим разнообразием. Но немногие из них могут похвастать такой этимологией как фамилия Чубайс. Согласно одной из версий, чубайсом славяне называли домового, который отличался скверным характером и питался «людскою бедою».
Причем здесь сарматы
Как известно, на быт, культуру и язык любого народа любой страны всегда оказывали определенное влияние завоеватели. Вот и происхождение многих прозвищ, которые впоследствии превратились в фамилии, историки связывают именно с борьбой древних племен за земли. Одним из кочевых народов, которому многие россияне обязаны своими фамилиями, являлись ираноязычные сарматы. Как пишет Алан Туаллагов в своей книге «Скифы и сарматы Северного Кавказа», в свое время сарматские набеги были распространены на Кавказе и в Северном Причерноморье.
В результате набегов многие земледельческие центры этих территорий подверглись разорению, часть местного населения была уничтожена или вынуждена была уйти. Оставшиеся же представители аборигенов были вынуждены платить дань. Мало того, по утверждению Валерия Богданова, автора издания «Славяне, дворяне, гунны, сарматы», сарматы заменили корни в прозвищах представителей народов, объявленных ими изгоями, на свой -ч- и на конце добавили свои окончания на ич, сч, ач, но, будучи суеверными, сами оставляли в своих именах прежние корни, означавшие духов мест. Так, по мнению Богданова, и появились фамилии Чубарь, Чубатый, Барчук, Горчаков, Гучеров и Чубайс.
Злой домовой
В отличие от Валерия Богданова, филолог-лингвист, главный научный сотрудник Российской государственной библиотеки и доктор филологических наук Татьяна Миронова в своей книге «Броня генетической памяти» раскрывает смысл прозвища Чубайс, которое позже и превратилось в фамилию. По словам Татьяны Леонидовны, согласно славянской мифологии, чубайсом (а также чубысем или чубасем) раньше называли домового. Это существо наши предки изображали в виде толстой крысы, но с мордой очень похожей на человеческое лицо. Примечательно, что чубайс являлся своеобразным бесом, способным поселяться в людских жилищах по велению злых колдунов.
Миронова не зря окрестила их злыми. Дело в том, что чубайс был отнюдь не доброжелательным существом. Как указано в «Мифологическом словаре» (редакторы Д. С. Лихачев и Б. А. Рыбаков), он тушил огонь в домах, а после требовал с хозяев выкуп зерном. Кроме того чубайс умел говорить на языках домашних животных и птиц и заманивать их в гиблые места. «Мычит и блеет, квохчет и лает, корову и собаку гонит в буераки, курку и козлищу тянет в логовище» — гласят древние предания. Славяне верили в то, что бес не ел и не пил («не ест он ни жита, ни мяса, не пьет ни вина, ни кваса»), а питался лишь «людскою бедою».
Версия про чуб
Впрочем, многие уверены в том, что фамилия Чубайс произошла вовсе не от имени мифологического персонажа, а от слова «чуб». Эта распространенная версия в частности приведена в издании Игоря Свинаренко «Сильно умные». Существительное «чуб» в свою очередь имеет самое непосредственное отношение к украинскому народу. Как утверждает Ольга Дроздова, автор пособия «Основы языкознания для школьников», в старину украинцы мужского пола оставляли длинную прядь волос лишь на темени, остальные же волосы на голове сбривались. Упомянутую прядь русские и называли хохлом или чубом. Б. Б. Вагнер на страницах издания «Карта рассказывает» пишет о том, что чубатым действительно называли человека с длинным чубом. А если принять во внимание тот факт, что Валерий Богданов поставил фамилию Чубайс в один ряд с Чубатым, то данная версия представляется вполне убедительной.