Иосифа Сталина «наградили» многим прозвищами. В юношеские годы «в ходу» был псевдоним Коба, в период правления — громкий титул «вождь народов». А вот основатель первого в мире социалистического государства Владимир Ленин обращался к Иосифу Виссарионовичу «чудесный грузин».
Впервые данное словосочетание в отношении Сталина Ленин употребил в письме, которое было отправлено в редакцию партийной газеты «Правда» 19 февраля 1913 года. Правда, существует мнение, что Владимир Ильич называл так Сталина и ранее, просто это обращение не было рассчитано на широкую публику.
Поэт Александр Твардовский и вовсе утверждал, что сначала Ленин наградил Сталина совсем другим эпитетом. По словам литератора, Иосиф Виссарионович изначально был «чудным грузином».
.
Объяснить же такое прозвище можно следующим образом. Ленин придавал большое значение национальной теме, а поэтому рассматривал Сталина как представителя одного из национальных меньшинств Российской империи, «угнетённого» царизмом и «великодержавным шовинизмом». Ильич считал, что «чудесный грузин» в состоянии помочь ему разобраться в национальном вопросе больше, чем кто-либо другой. После революции Сталин занял пост наркома по делам национальностей, а сформулированные им принципы «областной автономии» и «интернационального сплочения рабочих» позже легли в основу политики советского государства.
Сталинское прозвище оказалось популярным и у антисоветских деятелей. Так, грузинский писатель-невозвращенец Григол Робакидзе неоднократно указывал на то, что в Сталине «чудесного хоть отбавляй», а вот грузинского — маловато.
В негативном контексте данное словосочетание в 1956 году использовала театральная художница Любовь Шапорина. «Большого страха на нас нагнал чудесный грузин, онемели от страха, ушами прохлопали», — писала она, прося прощения у православных.
.
В трудах же Владимира Ильича фраза «чудесный грузин» использовалась без какой-либо эмоциональной окраски. Известно, что Ленин любил это прилагательное, а поэтому в его сочинениях то и дело попадаются словосочетания «чудесный отдых», «чудесная погода», «чудесное место» и так далее.
Прозвище активно используется и в настоящее время. Примечательно, что «эксплуатируют» его и те, кто в целом поддерживает деятельность Сталина, и те, кто его вклад в развитие советского государства критикует.