02/02/21

«Чёрный тюльпан»: как перевозили в СССР погибших солдат в Афганистане

«Чёрный тюльпан» - такое, казалось бы, поэтическое название советские воины-«афганцы» дали армейскому транспортному самолёту АН-12. Однако за красивым именем скрывалась мрачная и горькая правда о предназначении данного летательного аппарата.

История самолёта

АН-12 является детищем опытно-конструкторского бюро ОКБ-153 из Киева. К его разработке специалисты приступили в 1955 году под руководством конструктора Олега Антонова, а впервые новый грузовой самолёт поднялся в небо в декабре 1957 года. В 1962 году создатели АН-12 получили Ленинскую премию. Само ОКБ впоследствии было переименовано в честь Антонова.
Оснащённый четырьмя двигателями, АН-12 имел разрешённую взлётную массу в 61 тонну, что позволяло использовать его для перевозки крупногабаритных грузов. С 1959 по 1973 годы в СССР сошло с конвейеров 1248 самолётов АН-12. Они активно применялись в ВВС в самых разных целях – от переброски военной техники до поисково-спасательных операций. Особую роль самолёт имел для ВДВ – на его борт помещалось сразу две боевые машины десанта или 60 десантников с парашютами.
Но по-настоящему печальную известность АН-12 получил во время Афганской войны.

Второе имя

Грузовые самолёты были задействованы в Афганистане с самого начала советского вторжения в 1979 году. За время войны советские ВВС потеряли 11 АН-12.
Помимо прочих функций, эти самолёты вывозили на Родину тела погибших (так называемый «груз-200»). Первый такой рейс из Баграма в Ташкент в январе 1980 года совершил подполковник Александр Войтов. К этому времени за южной границей СССР нашли смерть уже 89 бойцов.
Название «Чёрный тюльпан» не имеет общепризнанной истории происхождения. По одной из версий, оно было дано в честь похоронного бюро из Ташкента. Именно здесь делали для Афганистана оцинкованные деревянные гробы, обитые красным кумачом. Сначала русские солдаты перенесли это наименование на местные морги, принимавшие «тела погибшего личного состава», а затем и на доставлявшие их самолёты.
Согласно другому предположению, наименование восходит к традиции оформления некрологов в афганских военных газетах – списки погибших обычно обрамляли орнаментом из черных тюльпанов. Эта версия объясняет, почему чёрные тюльпаны стали рисовать на фузеляже АН-12, чтобы «воздушные труповозки» не обстреливались моджахедами.
Отметим, что в жаргоне участников Афганской войны к АН-12 прикрепился эпитет «брюхатый», который связан не только с его предназначением, но и с характерной формой.
Перед загрузкой погибших в самолёт их одевали в военную форму старого образца с брюками галифе. Однако, как вспоминали свидетели, порой одежды на всех не хватало. Сама процедура погрузки завершалась ружейным залпом в память о бойцах
За один раз «чёрный тюльпан» вывозил до 18 гробов, которые, как правило, сопровождали сослуживцы погибших. Гробы первоначально не запаивались, так как грузовой отсек АН-12 не являлся герметичным. Запайка производилась позднее, во время промежуточной стоянки в Ташкенте. Для советского командования было принципиально важным, чтобы ни один боец не остался лежать между афганских камней. Маршрут каждого «чёрного тюльпана» составлялся с посадками в нескольких точках Советского Союза. В конкретном городе получателем «груза-200» был местный военкомат, который уже передавал тело родным. В самые тяжёлые дни конфликта на север вылетало сразу по несколько АН-12. Всего таким образом на Родину было доставлено 15 тысяч мёртвых советских солдат и офицеров.
Бард Александр Розенбаум в 1987 году написал песню «Монолог пилота «черного тюльпана», которая впоследствии прозвучала в известном фильме «Афганский излом». Поводом к её созданию послужило личное переживание певца, ставшего однажды свидетелем погрузки АН-12. Песня нередко исполняется на собраниях ветеранов-«афганцев».
В настоящее время «чёрными тюльпанами» также называют памятники погибшим в Афганистане, установленные в городах постсоветского пространства, например, в Екатеринбурге, Петрозаводске, Норильске и Хабаровске.