Голландские изразцы на российский манер

В своих путешествиях по Голландии российский государь Петр I восхитился утонченной красотой дельфтской расписной керамики. Показались ему свои российские, многоцветные изразцы с единорогами и розетками цветов простоватыми и архаичными.

Дело было так. В своих путешествиях по Голландии российский государь Петр I восхитился утонченной красотой дельфтской расписной керамики. Показались ему свои российские, многоцветные изразцы с единорогами и розетками цветов простоватыми и архаичными. А поскольку Петр во всем равнялся на просвещенную Европу, с энтузиазмом ломая и перестраивая российские средневековые методы хозяйствования, то по возвращению на родину велел обновить изразцовое производство и выпускать кафели «на галанский манер». Выполнение собственного указа взял под контроль (в привычной для него манере вникать во все мелочи) и принял в его реализации непосредственное участие.

В 1709 году (после победоносной битвы под Полтавой) попали в плен два шведских солдата Ян Фленер и Кристан. Скорее всего, в мирное время они имели какое-то отношение к изразцам, потому как самолично послал их государь в Ново-Иерусалимский монастырь организовать и вести производство гладких, с монохромной росписью кафлей. Шведы работали на совесть, но результат их работы строгого царя не удовлетворил. Поэтому шведских мастеров оставили дорабатывать техпроцесс, а в Голландию решено было послать лучших российских изразечников для постижения кафельного дела. К чести шведов, производство со временем они наладили. Российские же умельцы успешно освоили на чужбине технологию плоского бело-голубого изразца и бесхитростно нарекли его «голландским» (учились то они в Голландии). Хотя, по сути, это изобретение пришло в Европу из Китая. Обученные российские мастера и выписанные зарубежные привлекались к работе на создававшихся предприятиях по производству керамики.

Один из самых больших заводов открыл смекалистый и хваткий князь Меншиков в Стрельне.  Будучи очень богатым человеком и, к тому же, являясь владельцем изразцового производства, он смог себе позволить (со всей страстью широкой русской души) оформить интерьеры своего дворца на Васильевском острове изразцами. Это уникальные и очень дорогие интерьеры. Потолки в бело-голубых изразцах, лепной орнамент с позолотой, зеркала, большие стекла, изразцовые панно на стенах и красивейшие изразцовые печи и камины. На все про все, т.е. на четыре интерьера, ушло 27810 расписных бело-голубых кафелей, из которых часть была привезена  из Голландии, а часть произведена на Стрельниковском, Ямбуржском кирпичных заводах, в различных мастерских северной столицы. До наших дней сохранился дворец Меншикова, как великолепный архитектурный памятник петровской эпохи, где воочию можно лицезреть прелесть и очарование изразцовых интерьеров, выполненных русскими мастерами.

Кстати, в то время изготовители плоских изразцов назывались уже не мастерами, а живописцами. И действительно, монохромная роспись по белой поверхности плитки предполагала владение высоким художественным мастерством. Мастера резьбы по дереву в новой технологии производства уже не участвовали. Глиняная смесь забивалась в деревянные рамки и уплотнялась банальной скалкой. После высыхания, плитки обжигали и наносили фоновую белую глазурь, на которую наносили кистями рисунок. Рисунок закреплялся повторным обжигом засчет расплавления эмалей и вплавления росписи.

Голландские сюжеты были чужды русским живописцам и далеки по смысловому содержанию российскому потребителю. Опытные мастера понимали, что изображение на изразцах должно выполнять, как минимум, три задачи – заинтересовывать, восхищать и быть понятными. Поэтому на кафелях появляются сюжетные росписи, рассчитанные на созерцание, вдумчивое рассматривание. Это были, своего рода, иллюстрации к историческим событиям, воинским победам, к указам царя по поводу новшеств российского быта, изменений в прическах, моде. Излюбленные в России растительные узоры на голландских кафелях приобрели четкость, выразительность, изящество линий и утонченность. Конечно, иноземное влияние было заметным, но не превалирующим. Морские мотивы, парусники, старинные замки – это то, что живописцы взяли на вооружение от иноземцев. Впоследствии, российские «голландские» изразцы приобрели широкую популярность и даже стали родоначальниками нового вида росписи в народном промысле Гжели.

Источник