Виды икон

Православная христианская культура насчитывает не один век. А иконы – это неотъемлемая часть культуры, то, без чего сложно представить православный храм, верующую семью и много веков назад и в наши дни.

Иконы – это рукописные изображения святых или событий священного писания. В настоящее время существует множество классификация и видов икон, однако подчеркнем особо – рукописных. Изображения печатного характера, возможно, более точны по отношению к оригиналу, намного дешевле и даже не запрещены, но ценятся гораздо меньше, чем те, что нарисованы или вышиты

Классификация икон по назначению

Венчальные иконы – это изображения Христа и Богородицы, которыми священник благословляет новообразованную семью. Они хранятся в семье всю жизнь, для них даже существует свой киот на две иконы.

Тезоименные иконы – это иконы с ликом святого, в честь которого назван во время таинства крещения ребенок.

Почему иногда имя ребенка в свидетельстве о рождении отличается от того имени, которым его нарекли при крещении? Все просто. По традиции, при рождении ребенка называли по святцам – смотрели, какой святой родился в этот день (с возможной разницей в несколько дней). Современные родители не столь часто обращаются к святцам, называя ребенка по своему желанию – так и получаются несовпадения.

Однако тезоименитые иконы ориентируются именно на то имя, которое будет дано ребенку в храме. Их, как мы знаем, есть два вида.

Мерные иконы изготавливаются индивидуально. Их изготовление начинается в тот момент, когда родители принимают решение о крещении. Такие иконы с изображением святого-покровителя ребенка в полный рост пишутся на дереве, размер иконы равен росту ребенка на тот момент. Именно поэтому такие иконы называются мерными.

К именным иконам нет таких строгих требований. Как правило, это оплечные иконы небольшого размера – рукописные или даже напечатанные.

Семейные иконы - работы индивидуальные, на них изображены все святые-покровители членов семьи. Впрочем, иногда быстрорастущая семья выбирает не такой вариант, а просто собирает отдельно иконы покровителей. Или вообще обходится изображениями святых-покровителей домашнего очага.

Житийные, праздничные иконы и лики святых-великомучеников дома встречаются нечасто. Обычно такие изображения можно встретить в храмах и монастырях в составе иконостасов, или в киотах в местах большой проходимости людей. Перед ними молятся, ставят свечи.

Сюжетная и композиционная классификация

Классификация пересекается с предыдущей, но имеет свои особенности.

По сюжетам рукописные святыни делятся на:

  • Изображения Святой троицы;
  • Христологический ряд (лик Спасителя, евангельские события, «страстные иконы» как отдельная группа);
  • Иконы Пресвятой Богородицы (изображения Девы Марии, а также праздников, которые связаны с ней);
  • Лики святых и ангелов;
  • Праздничные иконы (события священного писания, которым посвящены праздники).

Так же есть группа символических и аллегорических композиций.

Мастера, как известно, писали не только отдельные лики святых (или в полный рост), но и сюжетные иконы. Многочастные (от двух частей) композиции иногда строились по такому порядку: в центре основной сюжет, а вокруг один или несколько рядов клейм (второстепенных мелких композиций), поясняющих основной сюжет. Это, как правило, были жития святых, их деяния, чудеса и т.д.

По размеру

О мерных иконах мы уже сказали выше, но они индивидуальные. Что касается семейных и храмовых икон, они могут быть:

  • Ростовые (в полный человеческий рост);
  • Тронные (полный рост святых, восседающих на троне);
  • Поясные (по пояс);
  • Огрудные (лик, плечи, грудь и чуть ниже)
  • Оплечные (по грудь);
  • Оглавные (лик, шея, плечи).

Классификация по технике исполнения

За века существования православная традиция накопила несколько техник изготовления икон.

Львиную долю святынь составляют живописные иконы. Только здесь множество техник: мозаика, темпера, масляная живопись, возможно даже графика.

Так же издревле иконы (и оклады) изготавливались вышивным способом. В качестве материалов применялись цветные шелковые нити, бисер, драгоценные камни. Для украшения использовалось кружево ручной работы.

Для изготовления святых изображений могли так же применяться техники резьбы по камню или дереву, литье (обычно из драгоценных металлов или сплавов).

Наконец, с изобретением печати иконы так же стали изготавливаться этим способом. Однако, если литые, резные, написанные вручную иконы служат веками, то срок службы напечатанных на бумаге картин составляет всего несколько десятков лет.