Биллинг в бизнесе телекоммуникаций

Биллинговые системы изначально разрабатывались для сферы телекоммуникаций. В процессе развития биллинг для операторов связи из простой по функциональным возможностям системы автоматизированных расчетов с клиентами превратился в универсальную CRM-систему, существенно упрощающую отдельные бизнес-процессы.

биллинг

«Базовый» и «большой» биллинг

«Базовым» биллингом называются системы, предназначенные для решения задач автоматизации расчетов и управления услугами без особых требований к надежности при высокой нагрузке и масштабируемости. Это простые системы для небольших региональных операторов связи, которые решают конкретные задачи «здесь и сейчас», но не рассчитаны на возможность существенной модернизации, интеграции с ПО сторонних производителей. Т.е. это обособленные «готовые» решения для телекоммуникаций.

«Большой» биллинг – системы для крупных операторов связи, интернет-провайдеров, операторов цифрового кабельного или спутникового ТВ. Разрабатываются в формате относительно универсального ПО, которое гибко настраивается под нужды конкретного бизнеса. Для «большого» биллинга характерна простая масштабируемость (системы будет справляться с задачами и через 3-5 лет при многократно возросшей клиентской базе), легкая интеграция с различными CRM-системами, специализированными программными продуктами, адаптивность (подстройка под конкретного оператора с учетом особенностей бизнес-процессов).

Особенности автоматизированной системы расчетов

В основе понятия «биллинг» лежит специализированный программно-аппаратный комплекс, предназначенный для решения конкретных задач. Что касается сферы телекоммуникаций, то биллинговое ПО должно обеспечивать:

  • Автоматизированный расчет за услуги в соответствии с действующим тарифом и специальными условиями, распространяющимися на каждого клиента.
  • Формирование счетов в автоматическом режиме, доступ к которым получает не только оператор связи, но и клиент.
  • Возможность для клиентов отслеживания в реальном времени текущих расходов, управлять услугами (подключать, отключать и пр.) без обращения в офис.
  • Простое внесение изменений в тарифы, условия обслуживания на основе шаблонов.
  • Хранение больших данных с беспроблемным доступом к необходимым сведениям в любое время.

Биллинг как основа CRM оператора связи

Биллинг, фактически, давно перестал быть лишь системой автоматизированных расчетов. В общем случае центральным элементом биллинговой системы является сложная большая база данных, содержащая все сведения по клиентам, необходимые для взаимодействия с ними. Поэтому выделяется другая роль биллинга – автоматизированный учет клиентов, который требуется не только и не столько рядовым операторам, взаимодействующим с клиентом напрямую, сколько отделам продаж и маркетинга оператора связи. Т.е. при небольшой модернизации биллинговая система превращается в универсальную CRM-систему для телекоммуникаций.

У клиентов появляется возможности интерактивного управления услугами, расходами в режиме реального времени без непосредственного обращения к оператору. При взаимодействии с биллинговой системой абоненты получают доступ в личном кабинете через web-интерфейс, в мобильном приложении или в IVR-меню только к тем данным и информации, которые являются актуальными только для них. Например, на сайте или в интерактивном голосовом меню не будет предоставляться информация, инструменты управления услугами доступа в интернет, если человек пользуется услугами кабельного телевидения.

Сегодня биллинг – мощный универсальный инструмент в сфере телекоммуникаций. И с каждым годом функциональность и надежность биллинговых систем только увеличиваются.