Утилизация снега в Москве

Снегопады за городом — это идиллическая картинка, завораживающая взгляд. В условиях мегаполиса такое метеорологическое явление как снег сразу ставит вопрос его уборки. Иначе — пробки на дорогах, транспортный коллапс и неудобные для пешеходов тротуары. Слаженные и четкие действия различных служб по уборке снежных заносов обеспечивают нормальную жизнедеятельность города.

История уборки снежных заносов

До начала 2000-х снежную массу убирали по старинке — счищали с улиц, грузили в самосвалы и сбрасывали в реки. Таким принципом уборки руководствовались исходя из законов физики: снег растает и превратится в обычную талую воду.

Однако этот метод был весьма вредным. Ведь снег на дорогах перемешивается с химическими реагентами и солями, впитывает отходы с автомобилей (бензин, дизель, масла), в него попадают камни и весь дорожный мусор. Собранная с улиц снежная масса далека от экологических стандартов, в реки и почву поступала большое количество талой воды, которая загрязняла природу.

За границей снег убирали не так, как в России. В некоторых европейских странах, а также в Северной Америке и Канаде последние полвека снег растапливают. Для этих целей построены снегоплавильные площадки. После того как снежные массы превращаются в воду, их прогоняют через специальные фильтры, и только потом отправляют в водостоки.

В Исландии уборкой снега не занимаются. Там с этим природным явлением работает сама же природа. Исландцы просто проложили трубы отопления под тротуарами и дорогами, избавившись таким образом от необходимости зимней уборки.

В России к экологически безопасной уборке снега приступили только в 2000-х годах. Именно в эти годы в Москве стали появляться первые снегосплавные пункты, на которых талая вода очищалась и только после этого отправлялась в канализационные сети.

В чем преимущество экологической очистки снега

Уборка снежной массы с городских улиц сегодня проводится с учетом соблюдения экологических требований. В настоящее время в Москве работает две автономных организации — «Мосводоканал» и «Мосводосток». У каждой из них своя зона ответственности.

Так, «Мосводоканал» собирает снежные массы с улиц и дорог и сбрасывает их в канализацию. В коммуникациях температура круглосуточно составляет 18-20 градусов, что позволяет снегу быстро таять, перемешиваться с канализационными стоками и отправляться на очистные сооружения.

«Мосводосток» применяет другие подходы. В Москве действует 14 снегосплавных пунктов. Они расположены прямо на водосточных коллекторах. Такой бесплатный источник тепла позволяет не тратить дополнительную энергию на то, чтобы снег расплавился. Некоторые снегосплавные пункты находятся на коллекторах подземных рек — в них даже самой холодной зимой температура не ниже 6 градусов тепла. Этого хватает, чтобы уличный снег быстро таял.

Еще часть снегосплавных пунктов находятся рядом с ТЭЦ. Эти предприятия обеспечивают теплом в трубах до 28 градусов выше нуля. Отлично работают и те снегосплавные пункты, которые стоят на трубах отопления, идущих из жилых домов. Двойная выгода — и в квартиры подали тепло, и снег растопили.

Как видите, выгода очевидна: все ресурсы задействованы вторично, платить за дополнительную энергию для плавления снега не нужно, а сама технология —суперэкологичная.

Ну а там, где нет источников теплой воды, труб отопления или подземных коллекторов, приходится задействовать дизельные генераторы. С их помощью нагревается вода, которая подается в камеры плавления снега.

Таким образом, «Мосводосток» и «Мосводоканал» применяют одинаковые технологии плавления снега, отличаясь лишь выбором источников тепла.

Снежные массы не сразу попадают в плавильные камеры. Вначале специальные дробилки расщепляют крупный мусор, грязь и вредные примеси оседают на решетках камеры, а мелкие примеси задерживает специальная «песколовка». Когда осадка набирается достаточное количество, его удаляют с помощью насоса или экскаватора. Сухую грязь вывозят на полигоны ТБО, а талая вода, прошедшая сквозь фильтры, отправляется на очистные сооружения. Такой способ утилизации снега экологичен и безопасен.