В понимании рядовых обывателей, цыганский барон — это смуглый мужчина в возрасте, обвешанный драгоценностями. Кроме того, по мнению многих россиян, он играет важную роль в таборе, а его решения не принято обсуждать. Так ли это на самом деле? И почему цыганских главарей стали называть баронами?
Кандидат юридических наук Владимир Симонов, который занимался изучением быта и нравов кочевого народа, поясняет — главенствующая роль вожака табора в годы советской власти была сильно преувеличена. Так сформировался стереотип, который в лихие 90-е годы только укрепился. Цыганские бароны представлялись главарями, которые могли себе ни в чём не отказывать, поскольку получали немалую долю от различных видов бизнеса — законного и не очень.
Симонов утверждает, что, как правило, баронами становились представители старшего поколения, пользующиеся абсолютным авторитетом (собственно, на этом и строится вся их власть). От них требовалась готовность отстаивать интересы табора, а также в совершенстве владеть языком окружающего населения. Вожаки должны были следить ещё и за тем, чтобы община следовала древним, неписаным цыганским законам.
Традиция называть старшего человека в таборе бароном уходит корнями в XV век. Тогда первые цыгане, появившиеся в Западной Европе, решили впечатлить местное население. Так они стали приписывать себе пышные аристократические звания. Среди цыган появились бароны, герцоги, графы, воеводы. Но самым «живучим» оказался титул «барон», и всё благодаря одному литературному произведению.
Венгерский прозаик Мор Йокаи во второй половине XIX века написал романтическую новеллу «Саффи». На её основе Иоганн Батист Штраус-младший решил создать оперетту. В оригинале вожака табора называют ciganybaro (cigany — цыганский, baro — глава, предводитель). Это словосочетание и было выбрано в качестве названия для спектакля. Оперетта имела оглушительный успех. Неудивительно, что фраза, широко разрекламированная с помощью театральных афиш, стала активно использоваться и в повседневной жизни.
Кстати, оперетта была популярна и в Российской империи, а поэтому вожаков табора стали именовать цыганскими баронами и в нашей стране.
Примечательно, но супругу главаря никто баронессой никогда не называл, а сам титул не передавался по наследству.