В конце Великой Отечественной войны немецкая контрразведка создала диверсионный батальон, состоявший из белорусов. Подразделение не успело проявить себя в боях, но отдельные отряды коллаборационистов продолжали воевать спустя 10 лет после разгрома Германии.
Формирование батальона
Вместе с отступающими немцами из Белоруссии ушло до 10 тыс. местных коллаборационистов, в том числе и члены Белорусской Незалежницкой Партии. Летом 1944 года партийный актив предложил контрразведке Абвер создать из белорусов диверсионные отряды, которые в будущем можно будет забрасывать в советский тыл. В июне 1944-го с немецкой санкции недалеко от Кенигсберга началось формирование диверсионного батальона, названого по месту своей дислокации «Дальвитц».
Вербовка добровольцев велась в условиях конспирации и к середине августа; согласно исследованию белорусского исследователя, П. Казака, в батальон входило 200 человек, собранных в две роты. Добровольцев учили стрелять, прыгать с парашютом, саперному делу, топографии, партизанской тактике. Военной подготовкой руководил белорусский националист, Иван Гелда, а за политическую линию отвечал капитан Всеволод Родзько. Подразделение состояло из Северной и Южной рот, в которых, помимо мужчин, числились девушки-радистки.
Боевое крещение батальона
Боевое крещение белорусские диверсанты «Дальвитц» получили в ноябре 1944 года. Группа из 30 человек высадилась на парашютах в лесу возле города Барановичи. По сути, эта акция стала репетицией перед более крупной операцией. По данным российского историка Сергея Чуева, партийцы БНП сотрудничали одновременно с английской и американской разведкой, и белорусские начальники батальона дали диверсантам поручения передавать местным жителям, что в своей борьбе с СССР они ориентируются не на Германию, а на США и Великобританию.
17 ноября 1944 года немецкое командование приступило к реализации операции. За 5 дней все диверсанты оказались задержаны или убиты в перестрелках с бойцами Красной Армии и НКВД. Историк Сергей Чуев выяснил, что уцелеть удалось только 9 десантникам, которые присоединились к польской Армии Крайовой, однако в декабре 1944-го и она оказалась ликвидирована.
Операция «Валошка»
В начале 1945 года немецкое руководство решило начать операцию «Валошка», которую курировал Отто Скорцени. Главный диверсант рейха предлагал довести численность батальона до 800 бойцов и группами по 30 человек выбросить их в советском тылу для организации антикоммунистической партизанской борьбы. Переброску в Белоруссию из-за недостатка авиации планировалось провести на машинах, которые должны были подвезти батальон к линии фронта.
Далее диверсанты должны были пробиваться в советский тыл. Всеволод Родзько и представитель Абвера из-за большого риска потерять весь личный состав не поддержали план. Последней акцией «Дальвитца» стала заброска диверсантов в мае 1945 года в Ригу для поиска и уничтожения архива Белорусской Незалежницкой Партии. Весной 1945-го личный состав батальона перевели в Чехословакию. Возле города Трутнов они столкнулись с чешскими партизанами, которые отпустили добровольцев, потребовав от них сдать оружие. В конце апреля 1945 года майор Родзько распустил батальон и предложил прорываться в Белоруссию. Часть диверсантов поддержала командира, а остальные направились в сторону Западного фронта для сдачи в плен американцам.
Война после разгрома Германии
В июне 1945 года диверсанты, принявшие решение продолжать борьбу с СССР, были арестованы под Белостоком. Командиров, Ростислава Родзько и Михаила Ганько, после суда расстреляли в 1946-м. Большинство рядовых пособников нацистов получили разные сроки лагерей и оказались на воле после амнистии 1953 года. Особо непримиримые военнослужащие, избежавшие ареста, продолжили борьбу.
Согласно архивам Госбезопасности, последний отряд батальона «Дальвитц» из 9 бойцов был ликвидирован возле города Поставы в 1955 году. До разгрома они успели убить 30 милиционеров и представителей коммунистической партии. К 1956-му спецслужбы Белорусской ССР разыскивали 57 десантников.