В 1997 году на российские экраны вышел фильм Алексея Балабанова «Брат» с Сергеем Бодровым-младшим в главной роли. Успех первой киноленты позволил спустя три года представить зрителям продолжение о приключениях простого русского парня Данилы Багрова. Главный герой стал любимцем многих россиян. Некоторые хотели быть на него похожими. Их не смутило даже то, что у протагониста, судя по поведению, могли быть серьёзные психические расстройства.
Герой нашего времени
В каждой из картин зрителю показывают разных Багровых. В первой части Данила после демобилизации пытается найти своё место в городском пространстве, что у него получается плохо. В городе на руинах разрушенного государства буйствуют «сорняки». С ними-то он и старается бороться. Во втором фильме Данила уже целеустремленный экспат, который может все Соединённые Штаты под себя подмять.
При этом психотерапевты, изучая персонажа Бодрова-младшего, пришли к выводу, что на лицо психологические проблемы.
Первое, что бросается в глаза – эмоциональность героя, точнее безэмоциональность. Ему не страшно, стрессовые ситуации не выбивают его из колеи. Он понимает, что "гражданка" – это не война, но изменить своё поведение уже не в состоянии. И ведь это не результат самоконтроля! Это лишь отсутствие эмоций - очевидный признак психопатии. Яркое доказательство – эпизод с перестрелкой, после которой всего через 10 минут Данила мило болтает с Ириной Салтыковой.
Другая жизнь
Данила абсолютно не подготовлен к повседневной жизни. Он может профессионально спланировать убийства, но как общаться с окружающими людьми для него – тайна за семью печатями.
Но Данила умеет сопереживать. Правда, делает это очень самобытно, плохо считывая чужие эмоции. Он искренне не понимает, почему его боится брат, почему Света не хочет уходить от мужа, а проститутка Мэрилин закатывает истерику после его «помощи».
Кроме того, Багров демонстрирует сверхбдительность и наличие предрассудков. По мнению специалистов, такое поведение – проявление посттравматического стрессового расстройства (он же «чеченский синдром»).
Как говорят психотерапевты – нужна клиническая картина наблюдения за пациентом. Однозначно Данилу назвать психом нельзя. Но проблем у него предостаточно. Он незрелый эмоционально и личностно. Обычно про таких говорят – потерянный ребёнок, которого к тому же ещё искалечила война. Впрочем, в 90-е годы, в период нестабильности, в России Данил Багровых было много.