Недавние исследования морских археологов позволили выяснить некоторые подробности двух кораблекрушений у побережья Коста-Рики. Оказалось, что обломки, ранее считавшиеся останками пиратских судов, на самом деле принадлежат датским кораблям, участвовавшим в трансатлантической работорговле в XVIII веке. Открытие стало возможным благодаря усилиям команды исследователей под руководством морского археолога Андреаса Каллмайера Блоха из Национального музея Дании.
Загадка обломков
Останки двух кораблей, затонувших на мелководье у берегов Центральной Америки, долгое время считались пиратскими. Их состояние и следы повреждений на первый взгляд указывали на возможное столкновение и гибель в бою. Однако впервые еще в 2015 году гипотеза о пиратском происхождении судов была поставлена под сомнение благодаря находке, сделанной на одном из кораблей. На борту обнаружили желтые кирпичи, которые, как выяснилось, были фленсбургскими — их изготавливали исключительно в Дании и датских колониях. Это стало первым ключом к разгадке происхождения кораблей.
Подводные раскопки
В 2023 году исследователи провели масштабные подводные раскопки, результаты которых были представлены Национальным музеем Дании. В итоге удалось установить, что затонувшие суда — это "Fridericus Quartus" и "Christianus Quintus", датские корабли, исчезнувшие в 1710 году. Именно они играли важную роль в трансатлантической работорговле, которая стала одной из мрачных страниц европейской истории.
Дания начала участвовать в работорговле с середины XVII века, а к началу XIX века перевезла более 120 000 африканцев на своих судах. Корабли "Fridericus Quartus" и "Christianus Quintus" принадлежали Датской Вест-Индской компании, которая активно занималась транспортировкой плененных африканцев в Новый Свет.
Трагедия на борту "Fridericus Quartus"
Как выяснилось по архивным документам и найденным артефактам, во время стоянки в Гане, откуда "Fridericus Quartus" должен был отправиться в плавание, на борту вспыхнуло восстание рабов. Мятеж был жестоко подавлен: лидеру восстания сначала отрубили руки, а затем голову. В том числе и во избежание повторения подобного "Christianus Quintus" следовал за "Fridericus Quartus" в целях безопасности. Всего на борту двух кораблей находилось около 800 человек, большинство из которых были пленными африканцами.
Точные причины крушения кораблей до сих пор остаются неясными. Возможно, суда столкнулись с сильным штормом или сели на мель у побережья Коста-Рики. Однако состояние обломков свидетельствует о том, что корабли были сильно повреждены, что могло быть связано как с природными катаклизмами, так и с человеческим фактором.

