22/02/26
Фото: БГАКФФД

Дед Талаш: как столетний партизанский командир воевал против немцев

В истории Великой Отечественной войны немало примеров героизма, но даже на этом фоне судьба Василия Исааковича Талаша кажется невероятной. В партизанский отряд он ушел в 98 лет. А свой первый бой принял задолго до рождения СССР — еще в Советско-польскую войну, будучи глубоким стариком по меркам любого времени.

Как крестьянин разогнал поляков прикладом

Василий Талаш родился в 1844 году — за 17 лет до отмены крепостного права. Всю жизнь он прожил в деревне Новоселки на Гомельщине, занимался хозяйством и не брал в руки оружие, пока в 1919 году в его края не вошли польские войска. Тогда Талашу было уже 75 лет.

Без военного опыта, но с невероятной харизмой он собрал отряд из трехсот односельчан. Самым громким успехом народных мстителей стал разгром польских моряков, обосновавшихся в Новоселках. Юзеф Пилсудский планировал расширить зону действия своей речной флотилии на Припяти, но крестьяне спутали карты профессиональным военным. В хрониках сохранился эпизод, как сам Талаш, вооруженный лишь прикладом, «раскидал» пятерых поляков, пытавшихся его задержать.

После расформирования отряда Талаш служил в разведке 417-го полка Красной армии, а в мирное время возглавил сельсовет. К 1930-м годам он стал настоящей знаменитостью: писатель Якуб Колас обессмертил его подвиги в повести «Трясина» («Дрыгва»). Имея заслуги перед властью, дед Талаш не стеснялся пользоваться привилегиями: получил орден Красного Знамени, персональную пенсию, новую хату и даже сумел сохранить единоличное хозяйство, избежав коллективизации.

Вторая молодость в 98 лет

Когда началась Великая Отечественная, Василию Талашу шел 98-й год. В августе 1941-го поэт Алексей Сурков опубликовал в «Известиях» стихотворение «Дед Талаш», и у читателей могло сложиться впечатление, что старик с первых дней оккупации ушел в леса. На самом деле Талаш не спешил: врачи еще в 1927 году констатировали у него «истощение организма на почве старости» и 90-процентную утрату трудоспособности.

Мужчины, которые берут фамилию супруги: что с ними не так

Немцы, войдя в Новоселки, арестовали пожилого крестьянина, но быстро отпустили: их сбило с толку, что старик воевал с поляками — их прежними врагами. Однако партизаны не оставляли попыток заполучить легендарного деда в отряд. И в конце 1942 года Василий Талаш дал согласие.

Чтобы немцы не искали его семью, он инсценировал собственную гибель — пустил слух, что утонул в проруби. Сам же тайно ушел в лес, по пути собрав разведданные о расположении врага. В боевых операциях участвовать ему, конечно, не давали, но Герой Советского Союза Василий Козлов нашел для него иное применение:

«Он теперь собирает оружие, боеприпасы, даёт советы младшему поколению партизан и подпольщиков. И это несмотря на то, что человеку уже за девяносто».

Гитлеровцы, узнав, что старик жив, обещали в листовках смерть «деду-партизану».

Символ народной войны

В январе 1943 года Талаша самолетом доставили в Москву. Столетний старик был нужен советской пропаганде как живое доказательство: против врага поднялся весь народ — «и стар, и млад». Публицисты не скупились на краски, порой преувеличивая его боевые заслуги. Писатель Михась Льньков утверждал: «Столетний дед Талаш бил немцев теперь, он был партизаном и четверть века тому назад».

1 января 1944 года Василий Талаш получил орден Отечественной войны I степени. В Москве он выступал на заседаниях Всеславянского комитета, обращался к народу с пламенными воззваниями (одно из них называлось «Убить немца не грех, а святое дело»), участвовал в киносъемках и радиопередачах.

Последние годы

После освобождения Белоруссии Василий Талаш вернулся на родину. Скончался он  в 1946 году в возрасте 101 года. В городе Петрикове старейшему участнику Великой Отечественной войны установлен бюст, в Новоселках по сей день существует «Дом-музей Деда Талаша». Повесть Якуба Коласа «Трясина» в последний раз была экранизирована в Белоруссии в 2011 году.