Кого считать самым престарелым участником Великой Отечественной войны – вопрос спорный. Часто называют имя 88-летнего добровольца, академика Николая Морозова, сражавшегося на Волховском фронте. Однако в немецком тылу имел место ещё более поразительный пример мужества – крестьянин Василий Талаш ушёл к партизанам в 1942 году, когда ему было 98 лет.
«Раскидал пятерых поляков»
Василий Исаакович Талаш впервые прославился в годы советско-польской войны. Житель деревни Новоселки нынешней Гомельской области, родившийся за 17 лет до отмены крепостного права, ни разу не брал в руки оружие, пока в его родные места не нагрянули поляки. Деду Талашу было уже 75 лет, когда он возглавил отряд односельчан численностью 300 человек. Крупнейшим успехом престарелого командира стало уничтожение польских моряков, обосновавшихся в Новоселках в ноябре 1919 года. Юзеф Пилсудский приказал своим матросам расширить зону действия речной флотилии на Припяти, однако этому помешали партизаны. Однажды, как рассказывал Василий Талаш, он в одиночку «разбросал» пятерых задержавших его поляков, избив их прикладом ружья. После расформирования отряда Талашу довелось послужить в разведке 417-го пехотного полка Красной Армии.
После войны бывший партизан возглавил Новосёлковский сельсовет. Он приобрёл республиканскую и даже всесоюзную известность, особенно после того, как его подвиги в 1934 году воспел писатель Якуб Колас в повести «Трясина» («Дрыгва»). Имея заслуги перед советской властью, Талаш не стеснялся использовать своё положение на благо своей многодетной семьи. Он выхлопотал себе Орден Красного знамени, персональную пенсию и сумел переселиться в новую просторную хату. Кроме того, Дед Талаш был одним из немногих селян, кто избежал передачи хозяйства в колхоз, оставшись единоличником.
Под немцами
15 августа 1941 года, за три дня до сдачи Гомеля, поэт Алексей Сурков опубликовал в газете «Известия» стихотворение «Дед Талаш», посвящённое белорусским партизанам. У читателей могло сложиться впечатление, что «народный герой» Белоруссии буквально с первых дней оккупации ушёл в леса. Однако Талаш не спешил, так как был уже дряхлым стариком. Ещё в 1927 году врачи диагностировали у него «истощение организма на почве старости» и «утрату трудоспособности на 90%». Немцы, войдя в Новоселки, арестовали пожилого крестьянина, но затем отпустили, приняв во внимание, что Талаш воевал с их врагами – поляками.
Тем не менее, Деда Талаша активно зазывали в партизаны, и в конце 1942 года он дал согласие на присоединение к «народным мстителям». В качестве награды он выпросил у властей прибавку гектара покоса к своему хозяйству.
Чтобы его не искали немцы, Василий Талаш инсценировал свою гибель, обставив дело так, как будто утонул в проруби. Сам же в это время пробрался в лес к партизанам, по пути собрав сведения о позициях немцев. Участвовать в боях Талашу не позволили, однако своя роль в отряде для него нашлась. Герой Советского Союза Василий Козлов рассказывал о деятельности Деда Талаша так:
«Он теперь собирает оружие, боеприпасы, даёт советы младшему поколению партизан и подпольщиков. И это несмотря на то, что человеку уже за девяносто».
По словам Козлова, гитлеровцы в листовках угрожали Василию Талашу смертью.
На Большой земле
В январе 1943 года с аэропорта на острове Зыслав партизаны по воздуху отправили Деда Талаша в Москву. Советская военная пропаганда нуждалась в нём, как в живом символе белорусского партизанского движения, в котором участвует «и стар, и млад». Неудивительно, что публицисты несколько преувеличивали реальные боевые заслуги Талаша:
«Столетний дед Талаш бил немцев теперь, он был партизаном и четверть века тому назад», – утверждал, например, писатель Михась Лыньков.
1 января 1944 года Президиум ВС СССР издал указ о вручении Василию Талашу Ордена Отечественной войны 1 степени. В Москве Дед Талаш участвовал в мероприятиях Всеславянского комитета, выступал по радио и перед кинокамерами. Журнал «Беларусь» напечатал его воззвание к народу под названием «Убить немца не грех, а святое дело».
После освобождения Белоруссии Василий Талаш вернулся на родину. Скончался он в 1946 году в возрасте 101 года. В городе Петрикове старейшему участнику Великой Отечественной войны установлен бюст, в Новоселках по сей день существует «Дом-музей Деда Талаша». Повесть Якуба Коласа «Трясина» в последний раз была экранизирована в Белоруссии в 2011 году.